На днях нефтяные компании ЮКОС и «Сургутнефтегаз» и правительство Республики Саха (Якутия) подписали соглашение о перспективах разработки Талаканского месторождения. ЮКОС, до октября 2003 года работавший на месторождении по временной лицензии, продаст «Сургутнефтегазу» всю существующую там инфраструктуру, а до окончания этой сделки «дочка» ЮКОСа ОАО «Ленанефтегаз» будет оператором на Талакане. Несмотря на недавние заявления министра природных ресурсов Юрия Трутнева о возможном отзыве лицензии на разработку этого месторождения у «Сургутнефтегаза» и проведении аукциона, ЮКОС уже вряд ли получит его обратно. Эксперты нефтяного рынка сомневаются в том, что аукцион вообще будет проведен.
На прошлой неделе министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что готов оспорить решение якутского арбитражного суда, передавшего в конце прошлого года Талакан в постоянное пользование «Сургутнефтегазу». Напомним, что победителем проведенного несколько лет назад аукциона стало ОАО «Саханефтегаз», впоследствии купленное ЮКОСом. Компания предложила бонус в 501 млн. долл., однако выплатить его не смогла, и лицензия у нее была отозвана. После этого ЮКОС работал на месторождении по временной лицензии, а прошлой осенью якутский арбитраж постановил передать постоянную лицензию «Сургутнефтегазу», предложившему на аукционе второй по величине бонус в 61 млн. долл. Юрий Трутнев считает, что месторождение стоит как минимум на 100 млн. долл. больше и проведение повторного аукциона поможет получить эти деньги.
Впрочем, руководство «Сургутнефтегаза», очевидно, не сомневается, что даже в случае проведения аукциона месторождение достанется ему. «Достигнутые договоренности позволят «Сургутнефтегазу» уже в ближайшее время приступить к полномасштабной работе в Республике Саха (Якутия), что отвечает как интересам республики, так и интересам нашей компании, – говорит генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов. – Мы пришли в Восточную Сибирь всерьез и надолго».
Шансы «Сургутнефтегаза» остаться на Талаканском месторождении очень велики. «В свое время решение о передаче лицензии «Сургутнефтегазу» было неожиданным для рынка, – сказал корреспонденту «НГ» аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев. – Вероятность того, что это будет сделано в такой форме и на таких основаниях, была невелика. И все сразу решили, что теперь «Сургутнефтегаз» попал в милость к властям и стал новым нефтегазовым фаворитом. Эти оценки могут быть преувеличены, но эта позиция подтверждалась на таких высоких уровнях, что сомневаться в этом уже трудно. И отмотать все назад можно лишь в том случае, если так быстро успел перемениться ветер. У меня такое ощущение, что он перемениться не успел». Кроме того, «компанию поддержат «Газпром» и «Роснефть», с которыми «Сургутнефтегаз» создал стратегическое партнерство», отметила аналитик ИК «ФИНАМ» Марина Лукашова. «У «Сургутнефтегаза» достаточно средств для того, чтобы в случае конкурсного перераспределения лицензии выкупить ее самому. Для компании это стратегически важно, поскольку у нее старая ресурсная база, и в России ему больше некуда идти. Поэтому я бы оценила шансы «Сургутнефтегаза» тем или иным образом победить в вопросе обладания Талаканом процентов на 80».
Эксперты считают, что с точки зрения государства «Сургутнефтегаз» является наиболее приемлемой компанией для работы на Талакане. «Как бы ни менялось законодательство, эта компания никогда не минимизировала налоги, строила социальную инфраструктуру, использовала собственные буровые бригады, не привлекала иностранцев, – говорит Дмитрий Царегородцев. – Поэтому ее привлечение – это некая гарантия, что деньги от разработки месторождения останутся в стране, и косвенная оплата в государственный бюджет. Бонус в 61 миллион долларов составит десятые доли от общего дохода – компания будет платить в разные бюджеты налоги на прибыль, на добычу полезных ископаемых, все зарплатные налоги, налоги на имущество и т.д. Для того месторождение было отдано именно «Сургутнефтегазу».
Председатель правления ЮКОСа Семен Кукес, продав инфраструктуру Талакана сургутским нефтяникам, заявил, что по-прежнему расценивает Якутию как один из приоритетных регионов деятельности своей компании. Именно это и является для ЮКОСа одним из главных мотивов продажи активов. «На Талакане можно добывать нефть очень короткое время – примерно с мая по август, – объяснил корреспонденту «НГ» пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин. – Вся эта нефть идет на отопление Якутии. Если в мае добыча не начнется, республика следующей зимой просто замерзнет. Нам этого не хочется, поскольку мы там работаем – у нас в Якутии есть газовые проекты, нам там принадлежат «Якутгазпром», «Ленагаз». Это один из факторов нашей мотивации. Второй – у нас нет лицензии на разработку Талакана. И третье – нас очень устроили условия сделки. Могу официально заявить, что мы заключили выгодную сделку».
А заявление министра о необходимости оспорить решение якутского суда кажется аналитикам скорее попыткой нащупать границы собственных возможностей. «Мне кажется, он пытается проверить, насколько жестко ему будет указано на неправильность этого заявления», – говорит Дмитрий Царегородцев. А может быть, «новый министр просто хочет таким образом заявить о себе и продемонстрировать, что он будет придерживаться рыночных методов распределения», – считает Марина Лукашова. Эксперты считают подачу иска и назначение аукциона очень маловероятными. В любом случае, пока в Министерстве природы идет реорганизация, заниматься этим попросту некому.