Вчера истекал срок подачи деклараций о доходах граждан за 2003 год. В отличие от прошлых лет – подобные кампании ведутся уже с середины 90-х годов – никакой публичности и рекламы в средствах массовой информации не было. Лозунги прежнего времени («Заплатил и спи спокойно!»), похоже, окончательно стали достоянием истории, пополнив собой копилку крылатых фраз и выражений.
Однако, как выяснилось вчера, сказать налоговикам все-таки было что. Ведь, как гласит датированное 25 марта скромное объявление на сайте московского управления МНС, «Инспекция МНС России № 1 по ЦАО г. Москвы сообщает налогоплательщикам, что срок предоставления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ перенесен с 1 апреля на 1 мая 2004 года». Причины такого решения не указываются.
Строго говоря, ничего нового в подобном переносе нет. Подобная история с завидной регулярностью повторяется из года в год, и скорее, напротив, не припомнить года, когда налоговикам удалось уложиться в срок со сбором деклараций сограждан. Единственное отличие – в лучших традициях советского государства, налогоплательщики об этом новшестве в известность поставлены не были. В лучшем случае очередь в районных инспекциях могла увидеть скромное объявление на дверях о переносе сроков, но для этого туда надо было все-таки прийти – и, как правило, уже с заполненной декларацией.
Между тем столь же традиционно налогоплательщики давились в очередях – причем не только в сами инспекции, но и на почтах (декларации можно отправлять по почте заказным письмом). Так, привычка откладывать отправку налоговых деклараций на последний день привела к тому, что 31 марта в Екатеринбурге люди, не проинформированные о продлении срока подачи отчетов, отказались покидать помещение закрывающегося Главпочтамта, пока его сотрудники не оформят отправление писем в МНС.
Понятна и причина, по которой министерство «расслабилось». Как известно, в ходе административной реформы МНС упраздняется, а вновь созданная Федеральная налоговая служба передается в ведение Министерства финансов. Сейчас, несмотря на реорганизацию, годовые отчеты о доходах по-прежнему принимаются в региональных управлениях Министерства по налогам и сборам. По данным «НГ», такая ситуация будет сохраняться до внесения изменений в Налоговый кодекс – только тогда Федеральная налоговая служба окончательно заменит упраздненное МНС. В остальном порядок и правила подачи налоговых деклараций в этом году не изменились.
Хотя реорганизация МНС вызвала сразу массу вопросов не только у простых граждан, но и у специалистов – бухгалтеров и финансистов. Лишь через некоторое время в специализированных изданиях появились разъяснения: «Во-первых, до тех пор пока не внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство, МНС России продолжает работать в прежнем режиме. Во-вторых, даже после введения в действие необходимых поправок за Федеральной налоговой службой сохранятся функции по контролю и надзору, а значит, прием и обработка отчетности будет входить в круг ее обязанностей. В-третьих, внебюджетные фонды сохранили свой статус, для них изменилась лишь подведомственность (их деятельность будет координировать Минздрав). Это значит, что порядок для отчетности по фондам остался прежним». По мнению научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, изменения в структуре финансовых ведомств и в системе исполнительной власти в целом сами по себе не повлекут за собой изменений в налогообложении, в том числе в подаче налоговых деклараций. Пока законодательство остается прежним, реформы в министерствах и ведомствах не затронут его сути.
В дальнейшем функция приема годовых отчетов о доходах также останется за Федеральной налоговой службой, количество сотрудников которой при этом сократится – правда, пока неизвестно, насколько. Министр финансов Алексей Кудрин недавно пообещал сократить каждого пятого сотрудника своего министерства – можно предположить, что такая же участь ждет и налоговиков. Позволит ли это ускорить работу местных налоговых органов с декларациями граждан – покажет время. Возможно, для упрощения работы налоговиков Минфин изменит форму налоговой декларации – теперь это, как и разработка методических документов для ФНС, относится именно к его функциям. При этом формально Минфин не будет обязан согласовывать принимаемые документы с ФНС, однако первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов обещает «тесно координировать свою деятельность с налоговой службой».
Есть лишь одна нестыковка во всей катавасии с переменами в финансовом блоке правительства. Интернет-издание «Клерк.ру: практическая помощь бухгалтеру» отмечает: «До внесения изменений в законодательство госрегистрацией и постановкой на налоговый учет организаций и предпринимателей занимаются налоговики. Однако в указе № 314 есть одна нестыковка, которая касается как раз государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. По логике указа Федеральная налоговая служба лишится права вести реестры (ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП), поскольку это не является контрольной или надзорной функцией. Ведение реестров должно отойти федеральному агентству, однако ни одно вновь создаваемое агентство такими обязанностями не обременено. Среди федеральных служб – та же картина. Федеральная регистрационная служба при Минюсте России тоже не получила функций по переписи предпринимателей и юрлиц. Так что вопрос о будущем держателе реестра и государственном регистраторе пока остается открытым. Отметим, что уполномоченный орган по ведению реестров определяет правительство РФ (ст. 2 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ)». Иными словами, новым компаниям формально зарегистрироваться пока не получится.