Семен Кукес доволен китайскими покупателями российского черного золота.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
«Российские железные дороги» (РЖД) обеспечат ЮКОСу перевозку в Китай нефти в объемах, предусмотренных соглашениями между российской и китайскими нефтяными компаниями. Об этом в субботу договорились президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев и глава ЮКОСа Семен Кукес. Несмотря на то что перевозки нефти по железной дороге как минимум втрое дороже, чем по трубопроводам, компания готова не только оплачивать услуги РЖД, но и помочь с модернизацией восточносибирских железных дорог. Впрочем, Семен Кукес подчеркнул, что другие нефтяные компании также могли бы принять участие в этом проекте.
ЮКОС постоянно наращивает объемы поставок в Китай. В прошлом году компании Поднебесной купили у российских нефтяников 3 млн. тонн нефти, а недавно ЮКОС подписал соглашение о поставке в 2004 году 6,4 млн. тонн и в 2005-м – 8,5 млн. тонн. В настоящее время представители ЮКОСа и китайских нефтяных компаний обсуждают возможность подписания семилетнего контракта на поставку ежегодно 15 млн. тонн. В соответствии с этими планами ЮКОС активно поддерживал проект строительства нефтепровода Ангарск–Дацин, однако российское правительство, похоже, окончательно склонилось к идее строить трубу в сторону Японии. Поэтому ЮКОСу пришлось рассматривать альтернативные варианты транспортировки нефти.
Впрочем, компания не жалуется. «Нефть, добываемая в Восточной Сибири, более светлая (без примесей), и Китай платит за нее хорошие деньги, – отметил глава ЮКОСа Семен Кукес. – Железнодорожные перевозки нефти во многом перспективней, а оперативность поставок по Транссибу позволит получать хорошие прибыли». Президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев пообещал беспрепятственно вывозить объемы нефти, предусмотренные соглашением, в 2006 году увеличить их до 15 млн. тонн, а с 2007 года дополнительно согласовывать предстоящие объемы перевозок.
Геннадий Фадеев отметил, что от реализации этого проекта выиграют не только ЮКОС и РЖД, но и Россия в целом, поскольку речь идет о развитии всей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Впрочем, глава РЖД надеется получить в лице ЮКОСа не только постоянного клиента. Он подчеркнул, что дополнительная нагрузка потребует строительства и электрификации железнодорожных путей в Восточной Сибири, и назвал даже цифру – инвестиции в инфраструктуру должны составить 40 млрд. руб. Очевидно, эта цифра впечатлила главу ЮКОСа, и он осторожно пообещал, что будет использовать объемы поставок для привлечения кредитов на модернизацию железной дороги. И тут же оговорился, что другие нефтяные компании также могли бы заинтересоваться этим проектом. «Надеемся, что и другие компании – такие, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «Газпром», присоединятся к нам», – отметил он. «Соглашение будет способствовать разработке новых нефтяных месторождений в Восточной Сибири, а значит, будет создаваться инфраструктура, появятся новые рабочие места», – обратил Семен Кукес внимание на другие положительные моменты сотрудничества нефтяной компании с железными дорогами.