У «ЛУКОЙЛа», похоже, не будет проблем с возобновлением контракта на разработку иракского месторождения «Западная Курна-2». По информации, нефть с этого участка скорее всего пойдет в США американцам, которые станут основными инвесторами проекта. В таком случае роль «ЛУКОЙЛа», который пытается восстановить свой контракт на разработку этого месторождения, будет заключаться в основном в предоставлении дешевой рабочей силы. Оператором проекта с большой долей вероятности станет Lukarco – совместное предприятие «ЛУКОЙЛа» и американской компании ARCO, входящей в состав концерна ВР.
В марте 1997 года консорциум в составе «ЛУКОЙЛа» (68,5%), «Зарубежнефти» (3,25%), «Машиноимпорта» (3,25%) и Министерства нефти и газа Ирака (25%) подписал с правительством Саддама Хусейна контракт на разработку месторождения «Западная Курна-2» с запасами нефти около 1 млрд. тонн. Предполагалось, что российская сторона должна вложить в проект около 3–4 млрд. долл. По оценке источника, близкого к переговорам, контракт был крайне выгоден для российских компаний, поскольку при очень низкой себестоимости добычи барреля нефти в Ираке (70 центов) предусматривался раздел продукции даже после возвращения всех инвестиций. Обычно подобные контракты, заключаемые в том числе на Ближнем Востоке, ограничиваются возвратом инвестиций и оплатой проделанных работ произведенной продукцией. Однако правительство Саддама Хусейна пошло на невыгодные для себя условия потому, что «ЛУКОЙЛ» должен был вложить в этот проект 240 млн. долл. еще до снятия эмбарго ООН, ограничивавшего на тот момент экспорт нефти из Ирака.
Однако в установленные сроки деньги вложены не были. Вместо этого, по некоторым данным, руководство «ЛУКОЙЛа» стало активно вести переговоры о том, чтобы сделать оператором проекта созданное за полгода до подписания контракта совместное предприятие Lukarco, в котором 54% принадлежит «ЛУКОЙЛу», а 46% – американской компании ARCO. По информации «НГ», на тех переговорах «ЛУКОЙЛа» с американской стороной обсуждалась возможность финансирования американцами всего проекта разработки «Западной Курны-2». Их вложения вернулись бы сверхдешевой иракской нефтью. Они же должны были поставить на месторождение оборудование по собственным ценам и направить в проект топ-менеджеров. Российские компании обеспечили бы только дешевую рабочую силу – соответственно от реализации проекта российский бюджет получил бы в итоге лишь подоходный налог с буровиков.
Между тем «ЛУКОЙЛ» давно скупает автозаправки в США (их сейчас у компании около 2 тысяч). Для чего это делается, аналитики и эксперты понять не могут. Официально «ЛУКОЙЛ» говорил, что хочет закрепиться на американском рынке и в перспективе поставлять туда российские нефть и нефтепродукты. Но эта версия вызывает также немало вопросов, поскольку себестоимость российской нефти достаточно высока. «Можно рассматривать различные варианты повышения экономической эффективности этого проекта, однако это перевозки нефти на дальние расстояния, и экономика этого пока не вполне ясна», – сказал корреспонденту «НГ» аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. «Поставки российских нефтепродуктов в США – это фантастика», – считает аналитик компании «ФИНАМ» Марина Лукашова.
При этом аналитики уверены, что именно США станут главным потребителем иракского черного золота, – и в этом контексте становятся понятны покупки «ЛУКОЙЛом» американских АЗС. «Вообще-то все стремятся снизить свою зависимость от ближневосточной нефти, но в данном случае американцам нужно будет оправдать свое присутствие в Ираке и затраты на военную операцию. Кроме того, существует возможность вывоза нефти из Ирака супертанкерами, что очень удешевляет транспортировку. Поэтому вполне закономерно, если «ЛУКОЙЛ» будет поставлять иракскую нефть в США», – говорит Валерий Нестеров. Кстати, British Petroleum, в структуру которого входит ARCO, уже поставляет нефтепродукты на американские заправки «ЛУКОЙЛу» – то есть у СП Lukarco уже налажен рынок сбыта в Америке.
В «ЛУКОЙЛе» информацию об участии Lukarco в иракском проекте комментировать отказались. Однако в декабре 2002 года иракская сторона, узнав о переговорах с американцами, расторгла контракт с российской нефтяной компанией. Бывший министр нефти Ирака Амер Рашид и вице-премьер Тарик Азиз заявляли, что разрыв отношений произошел именно из-за консультаций руководства «ЛУКОЙЛа» с Вашингтоном. Американцы не отрицали факта консультаций с российской нефтяной компанией, но деталей не уточняли. Эксперты также сомневаются, что у «ЛУКОЙЛа» есть возможность самостоятельной разработки «Западной Курны-2». «Каким-то образом «ЛУКОЙЛ», конечно, может быть привлечен для разработки «Западной Курны», но, безусловно, доминирования в этом проекте у него не будет, – считает Марина Лукашова. – Внутренний расклад сил в Ираке сложился так, что надо соблюдать какой-то баланс интересов, американцы не могут просто прийти и взять все. Поэтому будет скорее всего привлечен какой-то пул инвесторов для разработки основных месторождений. Какая-то миноритарная доля «ЛУКОЙЛа», видимо, там будет».
После того как режим Хусейна разорвал отношения с «ЛУКОЙЛом», финансовые ресурсы СП Lukarco были переброшены на проекты добычи и транспортировки нефти в Казахстане и на Сахалине, однако вовремя случившееся в Ираке свержение диктатора вернуло «ЛУКОЙЛу» надежду на восстановление контракта и всех предыдущих договоренностей. Но теперь он скорее всего будет работать на условиях своих американских партнеров. При этом российское правительство ставит возможность списания части иракского долга в прямую зависимость от судьбы контрактов российских компаний в Ираке. В итоге может получиться, что вполне ликвидная задолженность будет списана в пользу американских компаний.