Заполонившие столичные улицы иномарки – признак не только богатства жителей, но и доступности кредитных денег.
Фото Наталии Преображенской (НГ-фото)
Не так давно все покупатели автомобилей в России делились на тех, кто, имея большие финансовые возможности, покупал дорогие новые иномарки, тех, кто предпочитал отечественные новые модели, и тех, кто утверждал, что самое выгодное – покупка подержанных иностранных машин. Естественно, последние две категории наиболее многочисленны, ведь те, кто может позволить себе покупку, превышающую 15–20 тысяч долларов, составляют мизерное количество от числа всех россиян. В последние год-два к этим трем категориям прибавилась еще одна ≈ покупатели машин в кредит. Стоит отметить, что именно развитие автокредитования способно серьезнейшим образом повлиять на отечественный автопром. Хотя пока кредитование больше востребовано в сегменте иностранных автомобилей.
По некоторым данным, в столице в кредит продается более 5% иномарок. Скорее всего к 2005 году эта цифра составит не менее 10%. Количество банков, дающих кредиты под покупку автомобиля, постоянно увеличивается. При этом с целью привлечения клиентов им приходится создавать наиболее привлекательные условия получения кредита и пытаться снижать процентную ставку. Одна из наиболее низких ставок предлагается Райффайзенбанком – это 9–12% (в зависимости от дилера и марки автомобиля) и не более 10% – для сотрудников банка и его корпоративных клиентов. Процентная ставка в МДМ-Банке колеблется от 9,5 до 11% годовых при погашении кредита за год и 10,9 до 12,5% – при погашении за 3 года. Банк Москвы предлагает ставку в 12% для долларовых кредитов и 19% – для рублевых. При этом обеспечением по кредиту выступает приобретаемый автомобиль, который становится собственностью заемщика, но оформляется в залог банку до полной выплаты кредита.
Как правило, банки, предоставляющие кредиты под покупку автомобилей, сотрудничают с определенными автосалонами. Иными словами, если машина продается в салоне, не поддерживающем партнерских отношений с банком, занимающимся автокредитованием, купить ее в кредит невозможно. Также практически невозможно купить в кредит неновый автомобиль. Как отмечается на некоммерческом сайте www.carloan.ru, такая покупка может произойти только, если подходящий автомобиль находится в салоне официального дилера: это может быть машина, ранее проданная этим же салоном и потом по какой-либо причине (например, изъятие после неудачного кредита) поступившая на реализацию вторично. Кроме того, у банков есть ограничения на минимальные суммы кредитов и минимальные стоимости машин, которыми эти банки занимаются. Эти ограничения могут составлять 2,5 и даже 15 тысяч долларов. Если автомобили не соответствуют этим критериям, то и кредит будет недоступен.
Понятно, что сэкономить на покупке в кредит не получится. Ведь машина обойдется в конечном счете дороже – как минимум на несколько тысяч долларов. Впрочем, удобство стоит денег, ведь теперь нет необходимости копить всю сумму денег, достаточно заплатить лишь 20 – 30% цены авто и тут же начать ею пользоваться. Более того, банки очень гибко подходят к потребностям клиентов – скажем, если первоначальный взнос составляет 50%, то процентные ставки по кредитам могут вообще стремиться к нулю.