В пятницу британская Financial Times (FT) сообщила, что российский предприниматель Роман Абрамович ведет переговоры о продаже половины из принадлежащих ему 92% акций НК «Сибнефть» одному из иностранных нефтяных гигантов. В качестве возможных покупателей назывались англо-голландская Royal Dutch/Shell, американская ChevronTexaco и французская Total. Финансовые мотивы именно такой сделки показались российским инвесторам и аналитикам немного неясными, особенно с учетом того, что до завершения сделки по «разводу» компании с ЮКОСом еще довольно далеко. Однако они на всякий случай подкупили акций «Сибнефти», в результате чего они подорожали на 2,79%.
Аналитики FT считают, что у каждого из троих возможных покупателей 46-процентного пакета акций «Сибнефти» есть свои причины интересоваться этими активами. Royal Dutch/Shell приобретение «Сибнефти» позволило бы пополнить запасы, неожиданно сократившиеся недавно на 20%, и догнать своих конкурентов в России. Руководители Total, по сообщению издания, предпочли бы двигаться в Россию по принципу «проект за проектом», однако также не исключают варианта сделки с «Сибнефтью». А ChevronTexaco и вовсе заявляет о своей заинтересованности в покупке контрольного пакета акций российской нефтяной компании.
Несмотря на то что представители Shell в России официально подтвердили факт ведения переговоров о покупке пакета акций «Сибнефти», в самой компании эту информацию не комментируют. «Сейчас наш фокус – закончить обратную сделку в разводе ЮКОСа и «Сибнефти», – заявил руководитель отдела по работе с международными СМИ компании «Сибнефть» Джон Манн. – Что будет дальше, об этом говорить пока рано». Тем не менее, по информации британского издания, Роман Абрамович хочет найти покупателя на половину своего пакета акций еще до завершения «развода» с ЮКОСом. Впрочем, аналитики отмечают, что вряд ли у него это получится – окончательное решение можно будет принять только после полной отмены слияния российских нефтяных компаний, а новая сделка по продаже «Сибнефти» может потребовать политического одобрения в России.
Российские инвесторы с недоверием восприняли сообщение британского издания. «Нет резона ни покупать, ни продавать такой пакет акций», – сказал интернет-изданию РБК аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев. Он отметил, что 46-процентный пакет акций не является контрольным, а покупка блокирующего пакета акций дала бы его новым владельцам аналогичные права, при этом обошлась бы значительно дешевле. По мнению эксперта, невыгодна такая сделка и для Романа Абрамовича. Рано или поздно оставшиеся 46% акций все равно были бы проданы, и покупателем скорее всего была бы та же компания, которая приобретает половину пакета сейчас. «Поэтому непонятно, почему нельзя продать весь пакет целиком».
Возможно, продать весь пакет целиком и даже вести переговоры о его продаже акционерам «Сибнефти» мешает тот факт, что этот пакет ему пока не принадлежит. Недавняя отмена допэмиссии акций ЮКОСа, обменянных в прошлом году на акции «Сибнефти» в рамках слияния компаний, вернула бывшим владельцам «Сибнефти» только 57% акций, а 35% до сих пор находятся у акционеров ЮКОСа. Впрочем, в «Сибнефти» продолжают утверждать, что договоренность о проведении обратной сделки с владельцами ЮКОСа уже достигнута, и вскоре оставшиеся акции вернутся Роману Абрамовичу. Джон Манн уточнил, что за 20% акций «Сибнефти» акционеры компании должны вернуть ЮКОСу 3 млрд. долл., а 15% обменять на старые акции ЮКОСа.
Между тем Роман Абрамович мог бы и не возвращать 3 млрд. долл., которые он оказался должен акционерам ЮКОСа. Для этого ему нужно продать им свою половину «Сибнефти». Если исходить из рыночной капитализации компании, 46-процентный пакет акций должен стоить около 7 млрд. долл. А так как арестованные Генпрокуратурой 5 млрд. долл., якобы принадлежащие владельцам ЮКОСа, были, по словам Леонида Невзлина, «не последними пятью миллиардами», у них вполне найдутся деньги на покупку компании, слиться с которой ЮКОС безуспешно пытается уже несколько лет. Впрочем, возможно, иностранные компании будут готовы купить «Сибнефть» подороже – по оценке аналитиков ИК «Объединенная финансовая группа», справедливая стоимость компании составляет около 22 млрд. долл. Кроме того, получить политическое согласие российских властей на сделку с любой иностранной компанией определенно легче, чем на слияние с ЮКОСом.