Объявленное в середине декабря прошлого года слияние АО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и концерна «Силовые машины» пока идет по плану. На прошлой неделе акционеры ОМЗ утвердили дополнительную эмиссию акций, необходимую для обмена на акции ОАО «Силовые машины». Глава ОМЗ Каха Бендукидзе и глава холдинга «Интеррос» (контролирующего «Силовые машины») Владимир Потанин планируют создать крупнейшую в России компанию по производству энергетического оборудования с годовым оборотом около 1 млрд. долл.
В сообщении ОМЗ сказано, что акционеры решили увеличить уставный капитал компании, выпустив дополнительно к размещенным акциям 35 млн. 350 тыс. обыкновенных акций номиналом 10 копеек. В настоящее время уставный капитал ОМЗ составляет 3 млн. 810 тыс. руб. и разделен на 35 млн. 350 тыс. обыкновенных и 2 млн. 750 тыс. привилегированных акций. Выпуск такого же количества обыкновенных акций необходим для передачи их акционерам концерна «Силовые машины», после чего 100% акций «Силовых машин» перейдет ОМЗ. В итоге объединение произойдет на равных условиях. Партнеры по бизнесу не только поверили друг другу на слово, определив равенство капитализации ОМЗ и «Силовых машин» (соответственно 228 и 258 млн. долл.), но и сформировали такую структуру собственности объединенной компании, где никто не обладает полным контролем над компанией. Самое большое влияние в «ОМЗ-Силовых машинах» получит компания «Интеррос» – ей отходит 39,1% акций. Портфельные инвесторы ОМЗ получат 25,5% объединенной компании, Каха Бендукидзе – 13%, портфельные инвесторы «Силовых машин» – 8,5%. Эксперты находят такое распределение нетипичным для российских компаний. Впрочем, не исключено, что «Интеррос» докупит недостающие для контрольного пакета акции «ОМЗ-Силовых машин» после объединения.
Аналитики сходятся во мнении, что основной целью объединения машиностроительных гигантов является необходимость достижения более крупных масштабов для успешной конкуренции на международных рынках и эффективный доступ на рынки капитала. Объединенная капитализация ОМЗ и «Силовых машин» позволит концерну выйти на фондовый рынок, а это повысит их финансовые возможности, так необходимые для капиталоемкого машиностроения.
Пока объединение компаний идет гладко, однако, как показывает печальный опыт неудавшегося слияния ЮКОСа и «Сибнефти», проблемы могут возникнуть в любой момент. «Поверьте мне, из сделки выходят на любом этапе», – сказал как-то по поводу российской специфики слияний глава АФК «Система» Владимир Евтушенков.