Правительство Чехии вчера исключило «Татнефть» из числа участников тендера по приватизации местной нефтехимической группы Unipetrol. Впрочем, по мнению аналитиков, после приобретения турецкого концерна Tupras за 1,3 млрд. долл. у «Татнефти» вряд ли нашлись бы еще 500 млн. на Unipetrol.
Министр транспорта Чехии Милан Симановский сообщил вчера агентству Dow Jones, что решение об исключении из тендера ряда компаний принято «по стратегическим мотивам». Из числа претендентов за госпакет Unipetrol выбыли также казахская «Казмунайгаз» и чешско-словацкая Penta. Борьбу за чешские нефтяные активы теперь продолжат польская PKN Orlen, венгерская MOL и Royal Dutch/Shell.
В самой «Татнефти» эту новость не комментируют. Как сообщил «НГ» источник в управлении стратегического планирования компании, «официальные документы из чешского приватизационного агентства еще не поступили». Однако, по мнению аналитика ИК «НИКойл» Льва Сныкова, активы Unipetrol были некой альтернативой Tupras: «Когда стало ясно, что «Татнефть» выиграла аукцион по приватизации 66% акций турецкой компании, покупка Unipetrol просто потеряла смысл».
За госпакет акций Tupras «Татнефти» придется заплатить 1 млрд. 302 млн. долларов. На балансе компании таких денег нет. Как пояснил «НГ» ее представитель, на тендере от лица «Татнефти» действовала аффилированная с ней компания Efremov Kautschuk. Она подала заявку на участие совместно с турецким многопрофильным концерном Zorlu. «В настоящее время совместно с Zorlu мы определяем схему финансирования. Пока неизвестно, будет ли это единовременный платеж или в рассрочку. Поэтому мы ведем переговоры с банками о возможном привлечении кредитов. Естественно, компания старается выбрать минимальные проценты», – говорят в «Татнефти».
Почти не имеющая нефтеперерабатывающих мощностей «Татнефть» планирует в 2004 году увеличить экспорт нефти в Турцию до 5 млн. тонн (с 3,5 млн. тонн – в 2003 году). Это почти 20% от всех поставок на Tupras, перерабатывающая мощность которого составляет 27 млн. тонн нефти год. Однако основной объем нефти по-прежнему будет поступать из Сирии и Ирана. По словам представителя «Татнефти», это обусловлено тем, что «технологически турецкий концерн способен переработать не более 10 млн. тонн российской нефти в год. И сама «Татнефть» не может выйти за пределы своих экспортных квот. Возможности наших трубопроводов ограничены».
Однако омрачить радость «Татнефти» от нового приобретения может возможный запрет деятельности Tupras на розничном рынке, о чем со ссылкой на анонимного представителя в турецком комитете по вопросам конкуренции сообщило на днях агентство Reuters. «Это может стать очень негативной новостью для компании. Переработка нефти – самый малорентабельный сегмент бизнеса. И разрешение участвовать в распределительном бизнесе имеет особенно большое значение для «Татнефти», поскольку возможность выхода на рынок сбыта была одним из немногих доводов в пользу сделки», – считают аналитики «Атона». Саму «Татнефть» это не пугает. По словам представителя компании, новое турецкое законодательство, напротив, либерализует ограниченные возможности нефтеперерабатывающих компаний.