Китайские власти постоянно напоминают российскому правительству о своей заинтересованности в российской нефти. В Пекине уже убедились, что с арестом Михаила Ходорковского, одного из наиболее активных сторонников скорейшего строительства нефтепровода Ангарск-Дацин, надежды на осуществление проекта становятся все более призрачными. Во всяком случае, судя по заявлениям китайских нефтяников, сделанным буквально в последние дни, Китай не верит в быстрое решение вопроса и не намерен ждать, когда внутренние противоречия в российском правительстве и нефтяном секторе выльются в конкретное решение о маршруте нефтепровода. И предлагает альтернативные варианты сотрудничества.
В частности, источники в Китайской национальной нефтяной компании (CNPC) сообщили Интерфаксу, что в настоящее время обсуждается сделка по покупке у Межпромбанка за 150 млн. долл. нефтяной компании ООО "Белые ночи", которая эксплуатирует Западно-Варьеганское и Тагринское нефтяные месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе. И хотя добыча "Белых ночей" пока не идет ни в какое сравнение с гигантами российского нефтяного бизнеса - за январь-октябрь было добыто всего 642,2 тыс. тонн, - компания быстро развивается. За пять лет ее стоимость увеличилась в 7,5 раза - в 1998 году хорватская компания INA купила "Белые ночи" у американской Phibro Energy Production и подразделения российской СИДАНКО всего за 20 млн. долл.
Кроме того, директор департамента внешних связей CNPC Чжан Синь на днях заявил, что китайская нефтяная компания будет участвовать в конкурсах на освоение Талаканского и Чаяндинского месторождений, которые планируется провести во втором квартале 2004 года. "Если в условиях, которые объявит российское правительство, не будет ограничений для участия иностранных компаний, то мы будем подавать заявку на участие", - сказал он. При этом представитель CNPC подчеркнул, что Китай намерен любыми способами добиваться получения лицензии. "Мы будем использовать все возможные маневры, при этом будем действовать строго в соответствии с российским законодательством", - пообещал он.
Официально российские власти не возражают против участия Поднебесной в отечественном нефтяном секторе. Временный поверенный в делах России в Китае Сергей Гончаров заверил, что "никаких препятствий для участия китайских компаний на конкурентных условиях в российских проектах нет". Однако у Пекина есть печальный опыт участия в конкурсе на покупку государственного пакета акций "Славнефти", который проходил в конце прошлого года. Напомним, что тогда CNPC самым беззастенчивым образом попросту не допустили до аукциона. И вряд ли в Китае забыли тот урок.
Поэтому прагматичные китайцы, понимая непредсказуемость российских властей, вполне готовы и к самому негативному развитию ситуации. И начали открыто заявлять о том, что рассматривают нероссийские варианты импорта нефти. В частности, объявлено о намерении построить трубопровод от терминала в порту Далянь до нефтеперерабатывающего завода, чтобы иметь возможность перерабатывать на нем черное золото Ближнего Востока. Ранее мощности завода предназначались для переработки российской нефти. Одновременно с этим Китай подтверждает свое намерение профинансировать строительство нефтепровода, соединяющего Казахстан и западные провинции Поднебесной.
По словам вице-президента CNPC Су Шулиня, к 2005 году потребности Китая в импорте нефти вырастут до 100 млн. тонн по сравнению с 80 млн. тонн в 2003 году. При этом российские поставки по железной дороге, осуществляемые компанией ЮКОС, вырастут к этому времени с 5,5 млн. тонн в следующем году максимум до 15 млн. тонн в 2005-м. Резервы роста поставок очевидны, однако без прокладки нефтепровода это невозможно. Но, поскольку уже понятно, что к 2005 году трубы не будет, России останется наблюдать, как другие нефтедобывающие страны занимают китайский рынок сбыта.