Игорь Костиков хочет ужесточить Уголовный кодекс.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
-Игорь Владимирович, какое решение принято правительством по "мегарегулятору"?
- Было решено изучить целесообразность этого шага. Президент и премьер-министр сказали четко - спешить не будем. Рассмотрение предложения о мегарегуляторе отложено на следующий год. Пока же решение на правительстве было принято одно - использовать коллегию ФЦКБ в качестве координирующего органа по регулированию финансовых рынков. Все функции коллегии прописаны в законе, но беда в том, что мы ее пытались раз десять собрать, но на нее никто не приходил.
- Вы сегодня рассказывали о повышении прозрачности эмитентов. Планируется ли как-то повышать прозрачность компаний, управляющих пенсионными накоплениями граждан?
- У нас есть соответствующий проект постановления правительства, который позволяет усилить прозрачность управляющих компаний. Но он уже давно находится на рассмотрении в МЭРТе. При этом Дмитриев (первый замминистра. - Прим. "НГ") говорит, что надо срочно усилить прозрачность компаний, а Дворкович (замминистра. - Прим. "НГ".) никак не согласовывает этот документ.
- Сегодня много говорят о необходимости передачи функций регулирования рынка саморегулируемым организациям...
- Глава Комиссии США по рынку производных финансовых инструментов Джеймс Ньюсом недавно рассказал, что в США было создано два сегмента рынка - один жестко регулируемый, другой либеральный. Через некоторое время все инвесторы и профучастники ушли с либерального рынка на регулируемый сегмент. Сегодня весь мир практически отказывается от саморегулирования рынка. Поскольку саморегулирование - это лоббирование интересов одной из сторон. В той концепции, которую мы сегодня слышим, - это лоббирование интересов финансовых посредников за счет интересов инвесторов. К сожалению, этот посыл, который исходит и от некоторых госчиновников, очень негативно воспринимается инвесторами. На рынке есть место саморегулированию, но оно должно ограничиваться интересами инвесторов. Там, где затрагиваются интересы инвесторов, - должно быть госрегулирование.
- Ведет ли ФКЦБ расследование по факту скачка цен на российские долговые обязательства за полчаса до объявления о присвоении агентством "Мудиз" инвестиционного рейтинга России?
- Мы не ведем расследование, такой процедуры в законодательстве, к сожалению, нет. Мы лишь собираем информацию. Увы, торговля этими бумагами осуществляется в основном на западных рынках, поэтому мы обратимся с просьбой к соответствующим органам США и Великобритании за помощью.
- Чем рискуют участники рынка и их "информаторы", если факт манипулирования будет доказан?
- У нас, к сожалению, предусмотрены санкции только в отношении профессиональных участников рынка, и реально говорить об отзыве лицензий. Во всем мире санкции за манипулирование распространяются вплоть до уголовной ответственности. Мы сейчас заканчиваем работу над изменениями в УК за манипулирование ценами - это будет уголовная ответственность, в виде штрафа. Мы рассчитываем, что до конца года мы их согласуем и если правительство нас поддержит, то в следующем году мы направим их в Госдуму.