"20 октября в 15 часов на пятом этаже института состоится Ученый Совет", - гласили объявления, развешанные на каждом этаже центрального экономико-математического института РАН. Первым пунктом этого совета значилось слушание выступления известного российского политика, лидера партии "ЯБЛОКО" Григория Явлинского, который собирался поделиться своим мнением о состоянии и перспективах российской экономики. Второй пункт программы лаконично гласил: "Разное".
Руководитель института - академик Валерий Макаров дал слово Явлинскому: "Григорий Алексеевич, вам слово. Может быть, скажете, сколько будете выступать?" Григорий Алексеевич сказал. Сказал, что хотел бы выступать час, но если увидит, что "народ устал", то сможет и покороче.
Явлинский предложил аудитории определиться с тем, какую именно рыночную экономику следует создавать в России, поскольку само понятие "рыночная экономика", по его мнению, является "не более чем абстрактным инструментом теоретического анализа". При этом важнейшей характеристикой необходимой нашей стране экономики Григорий Алексеевич назвал гарантии прав собственника имущества и реальную обеспеченность этих гарантий судебной и исполнительной властью. "Если государство не признает за собой обязанность не покушаться на объекты собственности, находящиеся в сфере его досягаемости, без наличия на то признаваемых обществом и заранее оговоренных оснований, а наоборот - отъем собственности считается чуть ли не делом "чести, доблести и геройства", само понятие рынка приобретает глубоко извращенный характер", - сказал лидер "ЯБЛОКА". То есть России нужна не просто рыночная экономика, но экономика, основанная на безусловном уважении прав собственности и высокой степени их общественной легитимности. Именно недостаток этой легитимности он считает основным корнем бед. "Это создает социально-психологическую основу для стремления тех, кто в свое время не смог принять участие в "разделе пирога" или остался недоволен его результатами, осуществить новый, якобы более справедливый его передел. В результате эти попытки не встречают заметного сопротивления и, более того, часто пользуются сочувствием у значительной части общества", - заметил экономист. По его убеждению единственная сила, способная разорвать сложившийся порочный круг, - это государство, которое силой и авторитетом, а главное - последовательным поведением в отношении любых конфликтов, связанных с угрозой правам собственников, способно в течение длительного времени поддерживать ту стабильность, которая в конце концов побудит общество принять существующую картину прав собственности как заслуживающую уважения и допустимую в качестве исходной точки для дальнейшего развития.
Второй важной характеристикой экономики Григорий Алексеевич назвал ее эффективность. "При этом экономика должна быть динамичной, способной к саморазвитию, способной вовлечь в свою орбиту все общество, а не только один социальный слой или население отдельных территорий, обеспечивающей реализацию интеллектуального потенциала страны через развитие науки и образования и наконец, основанной на современных общественных отношениях", - подчеркнул он.
После этого Григорий Явлинский перешел собственно к предложениям о том, как добиться такой экономики. Суть его предложений сводилась к следующим пунктам.
Во-первых, реформирование всех основных институтов, определяющих условия функционирования экономики, начиная с судебной системы и заканчивая финансовым сектором.
Во-вторых, принятие осмысленной государственной стратегии экономического развития, а именно: необходимо определить набор приоритетов и разработать систему стимулов, необходимых для их реализации.
В-третьих, подведение черты под криминальной приватизацией 1990-х годов на основе ясного, публичного, оформленного законом компромисса между властью и бизнесом.
В-четвертых, осуществление такой текущей экономической политики, которая обеспечивала бы нормальные условия для деятельности хозяйствующих субъектов, отсутствие кризисных ситуаций, связанных с дестабилизацией тех или иных рынков (товарных, финансовых, ресурсных).
По окончании доклада Явлинский предложил задавать ему вопросы. Видимо, таким образом начиналась вторая часть заседания - "Разное". Вопросы действительно были разными, но большинство из них касалось непосредственно содержания выступления.
Затем на трибуну стали подниматься сами экономисты, стремившиеся высказаться по поводу услышанного, да и просто выразить свое отношение к гостю. Идеи Явлинского ученым пришлись весьма по вкусу. Поднимаясь на трибуну, каждый из них отмечал экономическое здравомыслие политика. Понравился и сам Григорий Алексеевич. Один из выступавших даже назвал его "последним героем". "Мне он напоминает того человека из телепередачи, который ведет себя достойно и пытается бороться",- пояснил свою мысль оратор.