Первый контейнерный терминал открылся на днях в астраханском порту Оля. Тем самым сделан еще один шаг к полноценному транзиту грузов по международному транспортному коридору "Север-Юг" и к укреплению российских позиций на Каспии.
Оля - центральное звено коридора, поэтому неудивительно, что на открытие первого российского контейнерного терминала на Каспии прибыли сразу вице-премьер Владимир Яковлев, министр транспорта Сергей Франк и Геннадий Фадеев. Последнего Владимир Яковлев публично поздравил с вступлением в должность президента ОАО "РЖД", или, как выразился вице-премьер, с тем, что Фадеев стал "государственным олигархом".
Новый терминал, идея постройки которого появилась еще 15 лет назад, позволит направлять большую часть грузов, идущих через Каспий в Россию и дальше - в Европу. В перспективе в порту Оля должны перерабатываться 8 млн. тонн грузов. Более того, российское правительство теперь строит амбициозные планы по выходу российских товаров в Персидский залив. Пока же основное направление по перевозке внешнеторговых грузов для Астраханской области - Казахстан, а доля Ирана от общего объема перевозок не превышает 3%. Однако интерес со стороны Ирана к транзиту через Россию есть: на открытие контейнерного терминала прибыл посол Исламской Республики Иран в России Голамреза Шафеи.
"Новый коридор очень важен для тех, кто занимается глобальной логистикой, то есть перераспределением грузов по направлениям", - сказал в эксклюзивной беседе с корреспондентом "НГ" министр транспорта РФ Сергей Франк. По его словам, интерес к транзиту через Россию уже появился и у Польши, чьи представители готовы обсуждать возможность соединения с помощью железной дороги портов Оля и Славков. "Это не значит, что так и будет, но вопрос можно обсудить", - подчеркнул министр.
В отношении российско-германо-иранского консорциума по освоению коридора Франк сказал, что хотя юридического оформления у консорциума нет, но на уровне хозяйствующих субъектов постоянно идут консультации. Их последний раунд прошел на третьей Евроазиатской транспортной конференции в Санкт-Петербурге, которая прошла в сентябре этого года. По словам министра транспорта, сейчас германская Eurogate, российская Национальная контейнерная корпорация (НКК) и представители иранского бизнеса собираются совместно осваивать портовые мощности в иранском Амирабаде. Вместе с тем Минтранс, очевидно, окончательно отказался от идеи выдвинуть российскую НКК на роль сквозного оператора международного коридора (см. "НГ" от 12.08.03). "Не думаю, что будет хорошо, если оператором станет одно юридическое лицо", - сказал "НГ" Сергей Франк. Монополию одной компании в коридоре, пускай российской, Минтранс поддерживать не собирается, хотя и приветствует приход в сотрудничество по коридору крупных компаний, заявил Франк.
Теперь дело за подъездными железнодорожными путями к порту: без них модернизация Оля теряет смысл. Геннадий Фадеев заложил их под лозунгом "Даешь международный транспортный коридор "Север-Юг" и потребовал, чтобы к августу 2004 года железная дорога была готова. Причины спешки понятны - пока модернизировался порт Оля, в Иране портовая инфраструктура развилась настолько, что коридору "Север-Юг" всерьез угрожает конкуренция со стороны идущего южнее России, через Кавказ коридора ТРАСЕКА. Кроме того, как заявил Сергей Франк, сейчас идет разработка паромов нового поколения для Каспия, которые Минтранс намерен ввести в эксплуатацию уже в 2005 году.
Очень скоро могут воплотиться в жизнь планы Минтранса по поставке нефти в Иран. "ЛУКОЙЛ" подгадал под официальный визит вице-премьра и министра транспорта открытие на Каспии собственной нефтеналивной базы. К 2005 году российская компания собирается переваливать через нее 3 млн. тонн черного золота в год, в том числе в Иран.
Астрахань-Москва