По российским рекам скоро поплывут иностранные суда.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Концепцию развития внутреннего водного транспорта РФ презентовал на днях замминистра транспорта, глава Росречфлота Николай Смирнов. Этот документ определяет, как до 2015 года из проблемного сегодня сектора сделать современный и привлекательный для инвесторов рынок. Без этого не обойтись: значительная часть грузов Европейско-Азиатского транзита (международного коридора "Север-Юг") и Большого европейского транспортного кольца (Волга-Рейн-Майн-Дунай), которые так необходимы России, должна идти по рекам.
Как и многие другие отрасли, за последние 15 лет речной транспорт потерял довольно много: ухудшилось навигационное обслуживание, протяженность путей с гарантированными габаритами судовых ходов с 1990 года сократилась более чем на 37% процентов. На некоторых реках прекращено судоходство в меженный период и в темное время суток. В результате, делает вывод Минтранс, внутренние водные пути используются в России вполсилы. По рекам перевозится всего 4% от общего объема грузоперевозок (для сравнения в Германии - 19%, в Бельгии - 10%). А между тем российская сеть внутренних водных путей - самая большая в мире, а в европейской части нашей страны существует уникальная Единая глубоководная система. Кроме того, большинство гидротехнических сооружений были сооружены 50-70 лет назад, а средний возраст судов больше 23 лет. Понятно, что говорить о достаточном уровне безопасности речного транспорта теперь не приходится. В то же время не хватает современных судов, например, химовозов, судов для перевозки большегрузных контейнеров, судов смешанного (река-море) плавания нового поколения. Еще одна проблема - реки России до сих пор закрыты для иностранного транспорта. Но этот казус Минтранс обещает исправить - уже в 2007 году иностранцы смогут ходить от Азова до Астрахани, а в 2010-м - от Волгограда до Санкт-Петербурга.
Реформироваться речной транспорт будет поэтапно: с 2003 по 2005 год - переход к рыночной системе, 2006-2015 гг. - завершение реформ и внедрение российских водных путей в мировую транспортную систему. Чтобы решить проблемы сектора, Минтранс предлагает сократить государственное участие, оставив ему только функции охраны природы и ремонт. А собственно транспортные услуги на реках должны предоставлять частники; они же должны вкладывать деньги в судостроительство. Один из основных пунктов концепции - создание эффективных и привлекательных для вложений судоходных компаний. Сейчас же перевозками на реках занимается слишком много мелких компаний, которые не в состоянии найти достаточно денег для обновления фондов и совершенствования услуг. В качестве одного из способов обновления парка судов Минтранс предлагает возвращать под флаг РФ суда, построенные по заказу российских судоходных компаний и зарегистрированные сейчас в различных офшорных зонах.
В то же время внутренние водные пути и гидротехнические сооружения останутся в федеральной собственности. Контроль за выделяемыми из бюджета деньгами на реконструкцию речного транспорта планируется усилить, а также создать механизм долевого участия коммерческих организаций в финансировании судоходства. В основном это касается тех рек, которые только осваиваются, в частности в Сибири и на Дальнем Востоке. Для проектов по развитию водных путей, модернизации гидротехнических сооружений и портов Минтранс предлагает привлечь не только кредиты коммерческих банков, но и займы международных финансовых организаций. Правда, учитывая настрой правительства на отказ от кредитов Всемирного банка, МВФ и других структур, это положение концепции исполнить будет нелегко.