Призрак дефолта не перестает маячить перед российской банковской системой. Рейтинги банков растут, однако риск неисполнения обязательств, в том числе и перед вкладчиками, по-прежнему остается высоким. Как свидетельствует статистика крупнейшего и авторитетного агентства Standard & Poor"s, организации с рейтингом уровня "В" в ближайшие пять лет с вероятностью в 25% могут объявить дефолт. В России такой рейтинг, по последним опубликованным агентством данным, имеют такие банки, как МДМ-банк, Международный московский банк, "Петрокоммерц", "Дельта-кредит", Урало-Сибирский банк, "Русский Стандарт", Сургутнефтегазбанк и Ханты-Мансийский банк.
Прочие банки, рейтингуемые агентством, - Альба Альянс банк, Импэксбанк, ТрансКредитБанк - находятся в еще более рискованной категории "ССС". Статистика, собранная Standard & Poor"s о финансовых организациях с этим уровнем рейтинга, доказывает, что вероятность банкротства банка в течение пяти лет составляет 50%. И по обеим категориям агентство заявляет, что говорить о дальнейшем росте кредитных рейтингов пока не приходится.
Как сказала кредитный аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова, "российский банковский сектор по-прежнему уязвим в ситуации смены тренда национальной экономики. В стране проведено несколько ключевых реформ, которые благоприятствуют деятельности промышленного сектора России, но отсутствие в последние годы реальных изменений в банковском секторе вызывает разочарование".
Более того, даже сам факт перехода некоторых банков из категории "С" в категорию "В" связан исключительно с высокими ценами на нефть. Кредитный аналитик Standard & Poor's Скотт Буджи отмечает, что "экспорт нефти и газа на волне высоких цен на энергоносители обеспечил условия для роста экономики, прогресс в области экономических реформ способствовал укреплению экономической инфраструктуры страны и расширению ее экономической базы". Профицитное исполнение федерального бюджета также сыграло роль. "В настоящее время доходы годового бюджета России превышают его расходы и национальный долг сокращен до приемлемого уровня, - говорит кредитный аналитик Standard & Poor's Ирина Пенкина. - Следствием отмеченных выше обстоятельств стало заметное улучшение качества портфелей кредитов и ценных бумаг российских банков".
Однако качественных изменений к лучшему не происходит. В агентстве отмечают, что владельцы многих банков по-прежнему используют их в качестве источников финансирования своих промышленных предприятий, а применение банковского законодательства на практике непоследовательно и чрезмерно бюрократизировано. Надзор за банковской деятельностью со стороны Центрального банка остается низкоэффективным, а правительство задерживает проведение основных банковских реформ.
Такая ситуация для кредитных организаций опасна. Аналитик Standard & Poor's Ирина Пенкина отмечает, что если рейтинг предприятия не растет, существует большая вероятность, что оно обанкротится. "Если эмитенты, которых мы рейтингуем на уровне "ССC", имеют 50-процентную вероятность банкротства в течение 5 лет, то в отношении эмитентов, которые находятся в категории "B", эта вероятность снижается до 25%. Поэтому повышение российских банков по международной шкале свидетельствует о том, что вероятность дефолта каждого из них снижается". Однако она остается - и немаленькая. Банк с рейтингом "ССС", если в течение пяти лет не выйдет на более высокий уровень, может обанкротиться с вероятностью 50%. Таковых банков, судя по всему, в стране - подавляющее большинство, а значит, ситуация представляется достаточно опасной.
Очевидно, именно поэтому инициаторами исследований с целью пересмотра рейтингов, как правило, выступают сами банки. Иными словами, только те, кто уверен в собственных силах и возможностях. Соответственно ситуация в банковской системе в целом скорее всего намного хуже, о чем свидетельствуют рейтинговые категории указанных банков. Остальные кредитные организации собственный рейтинг, а значит, доверие населения и деловых партнеров не волнует. К примеру, у Сбербанка до сих пор нет кредитного рейтинга - он с таким запросом в Standard & Poor's просто не обращался.