Кратковременный визит Михаила Ходорковского в Иркутскую область был связан с 50-летием Ангарского нефтехимического комбината. Юбилейные торжества, однако, вовсе не избавили нефтяного магната от необходимости комментариев по поводу событий последнего времени, в центре которых оказалась одна из крупнейших компаний России.
Именно в Иркутске, наряду с рассказом об очевидных достижениях ЮКОСа, который по итогам восьми месяцев вышел на первое место в России по добыче нефти, Михаилу Ходорковскому пришлось объяснять журналистам подоплеку последних скандалов. Отвечая на вопрос корреспондента "НГ" о так называемом деле ЮКОСа, он сказал:
- Сразу после начала тех проблем, которые продолжаются для наших акционеров и сотрудников - господина Лебедева и господина Пичугина, я выступил на расширенном правлении компании и объяснил: все это не касается производственной деятельности. Я очень рад, что нашим правоохранительным органам и тем политическим силам, которые имеют возможность оказывать на них влияние, хватает разума на то, чтобы в рамках этого политико-бюрократического процесса не затрагивать производственную деятельность крупнейшей в России компании. Я надеюсь, что такого разума будет хватать и впредь. Это является единственным обнадеживающим меня фактом, что страна разум полностью еще не потеряла.
Прокомментировал Михаил Ходорковский и недавнее нашумевшее заявление заместителя министра МПР Кирилла Янкова о том, что комиссия Государственной экологической экспертизы может дать отрицательное заключение на проект строительства трубопровода Ангарск-Дацин, что, естественно, затормозит реализацию соглашения о поставках нефти в Китай.
- Мне всегда хотелось бы вести профессиональный разговор. Профессиональный же разговор предусматривает, что оба собеседника обладают одинаковой информацией и используют одинаковую информацию, в том числе и заместитель министра природных ресурсов.
По словам Ходорковского, эта одинаковая информация зафиксирована в решении правительства об утверждении Энергетической стратегии России: "Первое решение заключается в том, что будет строиться нефтепровод на Находку с ответвлением на Дацин. Во-вторых, трубопровод будет строиться государством. Поэтому спрашивать у ЮКОСа, как он будет строиться, в каком направлении, какие экологические мероприятия будут предприниматься, достаточно странно. Мы сегодня, согласно протоколу, утвержденному Минтопэнерго, являемся координаторами российских нефтяных компаний по поставкам сырья в этот нефтепровод. Как координаторы российских компаний мы сможем обеспечить поставки в этот нефтепровод 20 миллионов тонн до 2010 года и 30 миллионов тонн начиная с 2010 года".
Тем не менее, как дал понять Михаил Ходорковский, наполнение трубы в указанные сроки возможно в том случае, если лицензия на Талаканское месторождение будет своевременно разыграна на конкурсе, вне зависимости от того, кому она достанется, и если будет нормально осваиваться Верхне-Чонское месторождение. Но в последнее время, подчеркнул глава ЮКОСа, появились горячие головы, в том числе и в правительственных кругах, которые считают, что возможно в очень короткие сроки освоить месторождения Восточной Сибири и Якутии и дать в нефтепровод дополнительную нефть. Тем самым планируется уже на первом этапе обеспечить объем перекачки в Находку 50 миллионов тонн и одновременно заполнить нефтепровод в КНР. Мы, как координаторы поставок, заключил Михаил Ходорковский, такой гарантии дать не можем: " Наша оценка возможностей выхода на производство 80 миллионов тонн в этом регионе, относится к 2020 году, что подтверждают и ученые Сибирского отделения РАН".
Кроме того, по мнению руководителя НК ЮКОС, неопределенность ситуации с обещанными поставками нефти по трубопроводу Ангарск-Дацин в Китай вынуждает компании Поднебесной искать альтернативные варианты, в частности в Казахстане: "Пока мы были первыми с точки зрения строительства трубопровода, мы могли добиться от китайских партнеров несколько лучших позиций. Если мы станем вторыми после казахских коллег, то нам уже придется ориентироваться на те условия, которые к тому времени сложатся. И с этой точки зрения наше бюрократическое отставание приведет к определенным потерям".
Между тем, как заявил корреспонденту "НГ" Михаил Ходорковский, неразвитость трубопроводного транспорта в России существенно сужает возможности нефтяной отрасли. По его словам, "затраты на транспортировку нефти сегодня существенно превышают затраты на ее добычу и переработку. Нефть экспортеры вынуждены везти по железной дороге, что обходится в три раза дороже. Неприятность этих последствий для страны, считает Ходорковский, следующая. Стоит цене на нефть "припасть", а она обязательно "припадет", Россия потеряет существенную долю добычи. Добывать нефть станет невыгодно, потому что транспортировка съест все. Выход один: строить как можно быстрее трубопроводные мощности".
Иркутск