Николай Кошман хочет распределять деньги на метрострой.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
На состоявшемся вчера заседании коллегии Госстроя России его глава Николай Кошман заявил, что развитие метрополитена в России идет с некоторым запозданием по сравнению с намечавшимися планами. Так, по его словам, с 1996 года в эксплуатацию было пущено на 45 км путей меньше, чем планировалось. Если бы эти линии были введены вовремя, это позволило бы перевозить дополнительно более 500 млн. пассажиров ежегодно.
Впрочем, дело тут не в строителях. По словам главы Госстроя, на развитие и сроки строительства метрополитена весьма существенно влияет недостаточность финансирования из федерального бюджета. С того же 1996 года финансовое участие государства в строительстве метро снизилось с 50 до 20%. Работа же самих метростроевцев, несмотря на отставание строительства новых станций и линий метро от намеченного графика, была признана хорошей.
Николай Кошман обнародовал позицию своего ведомстсва в вопросе дальнейшего развития метрополитена и финансирования его строительства. Глава Госстроя выразил несогласие с политикой федеральных органов, которые неохотно выделяют бюджетные средства на строительство метро. "Министерства считают, что метрополитен является муниципальным образованием, и значит, финансировать его развитие нужно из муниципальных средств", - сказал он. По мнению же Николая Кошмана, несмотря на то что в городах, где есть метро, принимаются соответствующие программы развития (в Москве в рамках этой программы планируется вводить в эксплуатацию ежегодно до 6 км линий), без государственной поддержки метро развиваться не в состоянии.
"Сложившаяся в стране практика финансирования прокладки новых линий метрополитена привела к четырехкратному сокращению объемов строительно-монтажных работ, прекращению научно-технических исследований в этой области, снижению уровня безопасности. Это, в свою очередь, привело к тому, что ежегодно около 10% средств, выделяемых на строительство метрополитена, идет на ликвидацию аварийного состояния сооруженных объектов", - сказал Кошман.
С тех пор как в 1992 году было ликвидировано Главное управление метрополитенов, единый госзаказчик в метростроении отсутствует. Вместо госзаказчика соответствующие структуры были образованы при правительствах и администрациях городов, где ведется строительство метро (Екатеринбург, Казань, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Самара, Санкт-Петербург, Уфа, Челябинск), а также в Волгограде, где имеется подземный скоростной трамвай, построенный по нормам метрополитена. Главный российский строитель выразил готовность принять на плечи своего ведомства функции и госзаказчика, и главного распорядителя средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели. Напомним, что сейчас обязанность распределения денег лежит на Минфине России.