Алексею Миллеру все-таки придется проявить твердость.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
"Газпром" в последние дни активизировал свои внешние связи. На днях пресс-служба Latvijas gaze объявила о заключении договора на поставки российского газа в Латвию до 2015 года, а сегодня представители газового монополиста и турецкой компании Botas обсудят дальнейшую судьбу газпромовских поставок в Турцию по газопроводу "Голубой поток". Правда, когда и чем завершатся эти переговоры, в "Газпроме" сказать пока не могут.
Несмотря на прозвучавшую вчера из уст премьер-министра Латвии Эйнарса Репше критику в адрес России по поводу межправительственного и таможенного сотрудничества, российская сторона обеспечит бесперебойные поставки газа в прибалтийскую страну. Пресс-секретарь председателя правления "Газпрома" Сергей Куприянов сказал корреспонденту "НГ", что речь идет о подписанном еще в июле дополнении к действовавшему с 1999 года договору о поставках природного газа. Прошлый договор был рассчитан до 2005 года, теперь стороны продлили его действие до 2015 года. "Поставки осуществляются по формуле цены на газ, которая привязана к цене на мазут, - сообщил Сергей Куприянов. - В соответствии с этой формулой цена корректируется каждые полгода. В 2005 году стороны рассмотрят возможность сохранения или изменения действующей формулы". По словам пресс-секретаря главы "Газпрома", в прошлом году Латвия купила 1 млрд. 100 млн. куб. м российского газа.
Намного хуже обстоит дело с поставками в Турцию. В Министерстве энергетики этой страны отмечают, что встреча будет технической. Сергей Куприянов также сказал корреспонденту "НГ", что "завтрашние переговоры с турецкой стороной будут проходить по ряду технических вопросов, с тем чтобы выйти на подписание итогового документа". Впрочем, остается неясным, о какой технической встрече может идти речь, когда до сих пор не достигнуты договоренности в принципиальных вопросах - в частности, об объемах поставок газа по "Голубому потоку" и цене топлива.
Напомним, что с 1 августа Турция возобновила импорт газа, прекращенный еще весной (см. "НГ" от 31.07.03). В соответствии с контрактом Россия в 2003 году должна была поставить в Турцию 2 млрд. куб. м газа, в 2004 году - 4 млрд. куб. м, и далее до 2010 года поставки должны были увеличиваться на 2 млрд. куб. м ежегодно - до 16 млрд. куб. м газа в год. Возобновив отбор газа, турецкая сторона объявила, что вместо 2 млрд. куб. м купит в этом году всего 800 млн. куб. м, поскольку ранее неправильно оценила собственные потребности в голубом топливе.
Еще одна серьезная причина сбоев в выполнении российско-турецкого контракта заключается в том, что из-за неправильно указанной в договоре формулы цены импортеру приходилось платить за тысячу кубометров газа на полтора доллара больше, чем другим странам, подключенным к "Голубому потоку". Впрочем, если судьба объема поставок пока остается неясной, то вопрос цены более или менее понятен - в "Газпроме" согласны с претензиями турецкой стороны и готовы пойти на уступки ради удержания монополии на рынке Турции.
В "Газпроме" утверждают, что конфликт пока что будет решаться лишь на уровне переговоров, а не в суде. По мнению аналитика нефтегазового сектора "НИКойла" Эркина Нусурова, "это связано с тем, что пока будет длиться судебное разбирательство, бизнес будет страдать. Пока у "Газпрома" есть запас прочности, он пытается договориться о ценах, которые все еще были бы для него приемлемы. Сейчас баланс сил явно не в пользу "Газпрома" - они очень сильно ошиблись с прогнозами на объемы потребления газа в Турции. Сам по себе турецкий рынок по объемам продажи не очень большой, но для "Газпрома" важны любые экспортные поставки, потому что цены на внутреннем рынке в России даже не покрывают себестоимость газа".
В "Газпроме" затрудняются сказать, когда и чем завершатся переговоры с турецкой стороной. Однако аналитик "НИКойла" считает, что российский монополист не должен слишком активно идти на уступки даже в объемах поставок газа в Турцию. "Если покупатель чувствует, что продавец готов на уступки, он снова поднимет этот вопрос, - сказал он корреспонденту "НГ". - Поэтому в какой-то момент российская сторона должна проявить твердость".