- Михаил Михайлович, какие конкретно расходы выросли в военном бюджете?
- Подробно обсуждать военные расходы сейчас рано, потому что позже мы получим расшифровку закрытой части бюджета, в которой более четко определены военные затраты. Тогда и можно будет более подробно говорить о структуре оборонного бюджета. Сейчас можно оперировать только общими цифрами.
- А какие статьи больше всего пострадали от крена бюджета в силовую сторону?
- Прежде всего пострадал раздел социальных расходов в целом. По сравнению с июльскими планами правительства этот раздел сокращается на 5 миллиардов рублей.
Кроме того, расходы на инвестиции, промышленность в целом, село, транспорт и связь, поддержку средств массовой информации, военную реформу и утилизацию вооружений пока в проекте бюджета меньше, чем были в 2003 году. Впрочем, до 25 августа коррективы еще возможны.
- Если силовой крен после принятия останется в бюджете, какие последствия это будет иметь для страны?
- На протяжении одного года серьезных последствий не будет.
- А если это станет тенденцией?
- Говорить о тенденции пока рано. Но можно утверждать, что в ближайшее время основные социальные трансферты остаются неизменными. То есть детские пособия так и останутся в размере 70 рублей, несмотря на предложения хотя бы адресно увеличить пособие на второго ребенка. Стипендии будут увеличены с 1 сентября этого года до 400 рублей, но в следующем году уже не изменятся. Будет небольшая индексация пенсий, но, по расчетам самого Пенсионного фонда, она будет не более чем на 5-7% опережать индекс инфляции. То есть государство выбирает приоритеты: исходя из бюджета 2004 года в следующем году они направлены на силовые структуры. Правда, одно направление социальной сферы - образование, - безусловно, тоже имеет приоритет, и я это, как депутат, всячески поддерживаю.
- Каковы перспективы принятия бюджета в том виде, в котором он существует сейчас?
- Бюджет - политический документ. Известно, что на прошлой неделе не только правительство, но и президент приглашали лидеров центристских фракций - так называемой четверки, и последние пообещали, что поддержат бюджет.
- То есть в каком бы виде бюджет ни представили, он будет поддержан?
- Пока можно рассуждать о позиции четырех центристских фракций. Очевидно, что их поддержка - а в целом они имеют в Думе почти 260 голосов - обеспечивает бюджету большинство. Правда, есть несколько "но". Помимо "Единства" и "Отечества" в эту четверку входят фракции "Российские регионы" и "Народный депутат", которые состоят из одномандатных депутатов. А я с уверенностью могу сказать, что около десятка регионов очень сильно пострадают от изменений в налоговой системе в следующем году. Это связано с отменой налога с продаж, централизацией налога на добычу полезных ископаемых и с изменением по налогу на имущество предприятий. Думаю, когда депутаты увидят расчеты по конкретным регионам, а они их увидят - правда, не в первом, а скорее в третьем чтении, - то позиция ряда депутатов этих фракций не будет совпадать с позицией их лидеров: им-то ведь избираться в конкретном регионе. Если регион объективно теряет от принятия бюджета в сегодняшнем виде, то, думаю, именно это будет главным мотивом для голосования за или против этого документа для депутата-одномандатника. Конечно, есть фонд компенсации регионам, на которых отразится изменение налогового законодательства, в размере 22 миллиардов рублей. Но этого, во-первых, может быть недостаточно, а во-вторых, есть спорные моменты в налоговых соотношениях, которые мы будем обсуждать еще до первого чтения. Иными словами, есть общий политический импульс к принятию бюджета, но даже члены центристских фракций не все стопроцентно будут поддерживать этот документ.