Итоги развития российского автопрома за первую половину 2003 года обнародовал на днях "АСМ-Холдинг". Вопреки оптимистическим планам российских автомобилестроителей - выпустить на 6,2% больше легковых и на 17,8% больше грузовых автомобилей, чем в 2002 году, - им пришлось не только не увеличивать, но даже сокращать выпуск. И несмотря на то, что уже в марте уровень производства вырос, грузовиков за первую половину 2003 года было выпущено всего лишь на 11,2% больше, чем за соответствующий период 2002 года, а легковых и вовсе почти на 10% меньше (460 тыс. вместо 510 тыс.). Напомним, что в 2002 году выпуск легковых авто снизился на 4% по сравнению с 2001 годом, а грузовых на 0,9%, то тенденции выглядят и вовсе не утешительными. При этом отечественные машины заполняют рынок только на 70%.
Как уже писала "НГ" (02.07.03), эксперты видят шанс для российского автопрома в приходе сюда крупнейших зарубежных производителей, которые начали бы выпуск машин в России. К этому склоняются и в правительстве. "Мы сегодня не разделяем продукт, производимый теми заводами, которые существуют в России уже десятилетия, и тот, что производится только что пришедшими к нам компаниями, - говорит зам. руководителя департамента промышленной и инновационной политики в машиностроении Минпромнауки Алексей Сереженкин. - Нам важно, чтобы был продукт, чтобы он был покупаем, чтобы в казну шли налоги. Если зарубежные инвесторы хотят работать на уже существующем заводе, то этот вопрос решает собственник завода. А Минпромнауки со своей стороны готово помочь этому процессу. Мы понимаем, что приходят новые технологии, новый менеджмент, новый продукт, и без такой кооперации, без тесного сотрудничества с мировыми компаниями мы не видим будущего российского автопрома".
Впрочем, сами российские производители автомобилей видят свое будущее несколько иначе. Например, в докладе "АСМ-Холдинга" отмечалось, что "продолжается снижение производства автомобилей "Волга": в первом полугодии 2003 года их изготовили лишь 21 201 единицу, или 57,7% от уровня соответствующего периода 2002 года. Если ОАО "ГАЗ" сохранит такие темпы производства этого автомобиля до конца 2003 года, то его годовой выпуск едва превысит 40 тыс. единиц". Однако в компании "Руспромавто", куда входит ОАО "ГАЗ", с этим не согласны: "Когда говорят о спаде в российском автопроме, речь идет прежде всего о легковых автомобилях - у нас же совсем неплохо обстоят дела с бульдозерами, экскаваторами, тяжелыми и легкими грузовиками, микроавтобусами и автобусами. А если говорить о легковых автомобилях, то надо помнить, что на долю предприятий "Руспромавто" в этом сегменте приходится всего 4% рынка, - заявил "НГ" начальник управления общественных связей "Руспромавто" Владимир Торин. - Поэтому у нас производство не упало. Что касается ГАЗа, то на заводе все нормально, и, более того, мы собираемся пересмотреть план по выпуску "Волг" на этот год в сторону увеличения. Связано это с тем, что новая модернизированная "Волга" пользуется хорошим спросом, причем именно на внутреннем рынке". На сколько будет увеличен план, пока неизвестно; как сказали в "Руспромавто", первоначально в 2003 году предполагалось выпустить 65 тыс. "Волг".
АвтоВАЗ также пытается улучшить ситуацию. Как сказали корреспонденту "НГ" в пресс-службе АвтоВАЗа, за весь 2003 год планируется выпустить 690 тыс. автомобилей. "На АвтоВАЗе реализуется очень серьезная программа, направленная на повышение качества выпускаемых автомобилей, - сообщили в пресс-службе. - Но это не единственное условие обеспечения конкурентоспособности. Необходимо постоянное повышение технического уровня и обновление модельного ряда".
"Что касается действий правительства, то ряд непопулярных для потребителей мер по ограничению старых автомобилей мы уже приняли, - говорит Алексей Сереженкин. - Например, сейчас мы пытаемся доказать необходимость более мягких условий для прихода производителей компонентов, а также выступаем за налоговые льготы для инвесторов. Но, к сожалению, не находим здесь абсолютной поддержки".