0
956
Газета Экономика Интернет-версия

02.07.2003 00:00:00

Отечественных машин выпускают все меньше

Тэги: автопром, застой, пошлины, производство


За пять месяцев этого года, с января по май, в России было выпущено на 7,5% автомобилей меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным аналитиков, за январь-апрель выпуск отечественных машин сократился на 8,5%, то есть в мае был некоторый рост производства. Как сообщили Интерфаксу в АО "Автосельхозмаш-холдинг" (АСМ- холдинг), координирующем деятельность автомобилестроительных и тракторостроительных предприятий России и стран СНГ, в январе-мае 2003 года в РФ с конвейера сошло 477 тысяч машин против 516 тысяч за январь-май 2002 года. Значительно снизился выпуск легковых машин (с 423 тысяч до 374), а вот грузовых стало производится даже больше - 74 тысячи вместо прошлогодних 67. Всего в 2002 году в России было выпущено 980 тысяч автомобилей.

Самое интересное, что сокращение произошло после прошлогоднего осеннего повышения пошлин на иномарки. А между тем оно проводилось именно под лозунгом защиты отечественного автомобилестроения.

"Такое сокращение вызвано компенсацией затоваривания рынка в прошлом году, - сообщил корреспонденту "НГ" ведущий экономист фонда экономических исследований "Центр Развития" Валерий Миронов. - Затоваривание произошло потому, что перед повышением пошлин в страну активно ввозились иномарки, и, кроме того, на рынок попало много дешевых "утопленных" иномарок после наводнений в Европе. В связи с этим наши автомобильные заводы встали, не выдержав конкуренции. Но сейчас они снова запускают производство, и по сравнению с предыдущими месяцами, а не с аналогичным периодом 2002 года, в январе-мае 2003-го выпуск нарастал. Появились прогнозы, по которым этот провал будет компенсирован по итогам года, а официально даже говорится о том, что в этом году российские заводы произведут 1 млн. 50 тыс. машин, то есть на 7,5% больше, чем в 2002 году. Если этот сверхоптимистический сценарий воплотится в жизнь, то к нашему промышленному росту добавится 1,2 процентного пункта. Однако в такие прогнозы верится с трудом. Мировые экономические перспективы неизвестны. В начале этого года "АвтоВАЗ" резво повышал цены, и его продукция стала дороже в среднем на 1500 долларов. Это объяснялось тем, что евро дорожал, и дорожали ввозимые из Европы иномарки. Но сейчас евро стабилизировался, больше иномарки дорожать не будут, и это может сильно ударить по российскому автопрому".

Несколько по-иному причины спада видит начальник аналитического отдела ИК "Финанс-аналитик" Сергей Аринин: "В общем, спад вполне логичен: даже несмотря на повышение пошлин, население, как только его реальные доходы вырастают, стремится пересесть пусть на подержанные, но все же иномарки. Пошлины не сделают отечественные машины более качественными".

С грузовиками ситуация несколько другая: иностранные машины для нашего малого бизнеса еще дороги, и отечественные производители грузовых машин успешно конкурируют с западными не в сфере качества, а в сфере цены. Однако увеличить выпуск автомобилей только за счет грузовых, конечно же, нельзя.

Серьезного падения в ближайшее время Аринин не прогнозирует: ситуация на "АвтоВАЗе" более-менее стабильная, да и на ГАЗе хуже уже не будет. Но долгосрочные оценки схожи у всех аналитиков: вряд ли отечественные легковые автомобили смогут конкурировать с западными. Поэтому единственный способ увеличить выпуск авто в России - привлечь сюда иностранные компании, которые будут создавать здесь свои сборочные заводы. "В таком случае Россия будет производить больше автомобилей, но не на российских, а на иностранных заводах, и это нормально, - уверен Аринин. - Пусть автомобили производят те, кто это умеет делать. Не надо консервировать наш автопром таможенными пошлинами". Хотя некоторые эксперты все же уверены, что и тарифные меры необходимы, в качестве примера приводится Польша, запретившая ввоз иномарок на свою территорию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1055
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
744
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
362
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
506

Другие новости