Вчера представители компании "РУСИА Петролеум" в Пекине обсудили предполагаемую стоимость разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области с представителями китайской и южнокорейской государственных нефтяных компаний. Накануне встречи южнокорейское Министерство финансов заявило, что на проект придется потратить около 11 млрд. долл. Но, по сообщениям Интерфакса, во вторник представитель "РУСИА Петролеум" Анатолий Кокорин назвал еще большую цифру - 12 млрд. долл. Срок окупаемости проекта составит 14 лет. В сентябре участники проекта должны будут подписать международное технико-экономическое обоснование разработки месторождения.
Впрочем, сложностей на пути реализации проекта очень немало. Проект очень дорогой и долгоокупающийся. 61% акций недропользователя Ковыкты - компании "РУСИА Петролеум" контролируют Тюменская нефтяная компания (ТНК) и английская корпорация "British Petroleum". Но в апреле (см. "НГ" от 23.04.03) вице-президент "British Petroleum" Роберт Дадли, выступая в Совете Федерации, заявил о своем весьма осторожном и даже скептическом отношении к идее газопровода из Ковыкты в Корею - прежде всего из-за стоимости проекта.
Есть и другая причина - внутренняя. По сообщениям информационных агентств, в конце июня губернатор Иркутской области Борис Говорин заявил, что трубопровод из Ковыкты должен идти не к Ангарску (чтобы затем быть протянутым до Китая), а до Саянска. Предполагается, что в Саянске будет построен газораспределительный завод, откуда газ пойдет в том числе и в Ангарск по уже существующим трубам. Говорин отметил, что приоритетом новой программы является не экспортная составляющая, а газификация Иркутской области, которая может начаться уже с 2005 года - между тем как Китай и Корея смогут принимать российский газ только с 2008 года. И стоимость "саянского" проекта, по словам Говорина, по сравнению с экспортным пустяковая - всего 500 млн. долл., и губернатор уже обсудил его с ТНК. Впрочем, в пресс-службе ТНК были не готовы прокомментировать эти слова губернатора.
Иркутский губернатор неожиданно получил поддержку извне. В минувшую пятницу, по сообщениям информационных агентств, Иркутскую область посетил посол США в России Александр Вершбоу, который встречался с Борисом Говориным. По словам Вершбоу, между США и Иркутской областью имеются замечательные перспективы сотрудничества, в частности американские компании заинтересованы в том, чтобы инвестировать в строительство трубопроводов по территории Иркутской области. Не был ли визит посла актом поддержки именно "внутреннего" варианта развития ковыктинского проекта? Этот вопрос уместен, тем более если сопоставить слова Вершбоу с аналогичными высказываниями - но в более откровенной форме - посла США на Украине Карлоса Паскуаля.
Одним из вопросов, поднятых на недавних переговорах премьер-министров России и Украины, был вопрос о нефтепроводе Одесса-Броды. Данную трубопроводную систему можно использовать либо для транспортировки российской нефти из Сибири в сторону Босфора, либо для транспортировки казахской (каспийской) нефти на нефтеперерабатывающие заводы Чехии и Германии. Окончательное решение о том, чью нефть транспортировать, Украина еще не приняла, но Россия, которая испытывает дефицит транспортных мощностей, хотела бы, чтобы маршрут Одесса-Броды остался за ней. И вот, по сообщению агентства "Rusenergy", в минувшую субботу посол Карлос Паскуаль совершает визит в Одессу, на котором заявляет, что сотрудничество с Казахстаном Украине более выгодно и что наполнение нефтепровода каспийской нефтью для европейского рынка "откроет для украинской экономики долгосрочные перспективы".
Складывается странная картина. Почти одновременно два американских посла - в России и на Украине - совершают визиты в регионы, непосредственно связанные с различными трубопроводными проектами. Во время этих визитов они фактически высказываются за такое развитие событий, которое бы уменьшило экспортные возможности России. При этом никакого непосредственного интереса в рассматриваемых проектах США вроде бы не имеют. Хотелось бы верить, что мы имеем дело с простым совпадением.