Роберт Дадли надеется на долгие годы сотрудничества с Россией.
Фото Reuters
После того как английская транснациональная корпорация "Бритиш петролеум" установила контроль над российскими нефтяными компаниями ТНК и "СИДАНКО", образовалась новая крупная компания ТНК-ВР, которая будет третьей по величине нефтяной компанией в России. Контролируемые новым англо-российским концерном запасы нефти, по консервативным оценкам, составят 5,2 млрд. баррелей. Объемы добычи превысят 1,17 млн. баррелей в сутки, из которых 800 тыс. баррелей будут добывать в Западной Сибири и более 370 тыс. баррелей - в Волжско-Уральском регионе. ТНК-ВР будет контролировать 5 нефтеперерабатывающих заводов и больше двух тысяч бензозаправочных станций в России и на Украине. Соединив бензоколонки ТНК и "Бритиш петролеум", новый концерн станет крупнейшим продавцом автомобильного бензина в Московском регионе.
Вчера руководитель новой компании (а вернее, кандидат на пост руководителя ТНК-ВР от "Бритиш петролеум") Роберт Дадли публично представился российским властям в лице комиссии Совета Федерации по естественным монополиям. Дадли попытался уверить сенаторов, что приход английского нефтяного гиганта в Россию сулит большие выгоды российской стороне. Мало того, что сумма сделки составляет 6,75 млрд. долл. К тому же "Бритиш петролеум" собирается сотрудничать с Россией долгие годы, и большие возможности британцев будут привлечены к модернизации нефтегазового сектора и созданию инфраструктуры. При этом Дадли заверил, что в модернизации добывающих предприятий будут участвовать российские сервисные компании и производители оборудования. Социальные программы ТНК новые хозяева пока не собираются пересматривать, к тому же компания намерена вкладывать деньги в экологию.
ТНК-ВР контролирует не только действующие добывающие мощности, но еще и неразрабатываемые месторождения нефти и газа в Восточной Сибири, прежде всего Ковыктинское газоконденсатное месторождение. В оценке их перспектив Дадли был осторожен. Проект газопровода до Находки он оценил скорее как нерентабельный, что же касается проекта газопровода в сторону Китая, то его реализация, по мнению Дадли, возможна только в том случае, если за нее возьмутся одновременно правительства России, Китая и Южной Кореи, а заодно и международные финансовые организации. Участие "Газпрома" в разработке Ковыкты Дадли тоже не исключил.
Было, однако, два вопроса, на которые Дадли не смог дать прямых ответов: будут ли новые хозяева компании продолжать характерную для российской нефтянки практику увода прибыли в офшоры и где новая компания будет зарегистрирована - в офшоре или в России. Глава компании смог только заверить, что "Бритиш петролеум" никогда не нарушает законы тех стран, в которых работает.
Самое удивительное, что вопреки нашим политическим обычаям сенаторы не проявили к иностранным инвесторам никакой враждебности. Председатель комиссии, сенатор Михаил Одинцов пожелал Роберту Дадли удачи и заявил, что перспективы у новой компании блестящие, поскольку она возникла в результате крупнейшей иностранной инвестиции в истории России. Даже продажа Аляски, по словам Одинцова, не может сравниться по стоимости с продажей ТНК.
На вопрос корреспондента "НГ", как Дадли относится к возможному сотрудничеству России с ОПЕК, глава ТНК-ВР ответил, что верит в свободный рынок и, если Россия хочет занять достойную позицию на мировом рынке, она должна максимизировать поставки нефти.