Ставки ипотечных кредитов в США упали до исторического минимума за 45 лет. По сообщению компании Freddie Mac, к концу прошлой недели средняя ставка 30-летнего ипотечного кредита составила 5,21%, а ставка 15-летнего кредита - 4,6% (год назад кредиты выдавались под 6,71% и 6,17%).
Гражданам нашей страны о таких процентных ставках и таких сроках пока можно только мечтать. Российские банки дают деньги в среднем под 12-15% годовых в валюте и максимум на 15 лет. Даже те банки, которые работают с американскими деньгами (например, "Дельта-кредит"), все равно не снижают ставки. Неудивительно, что до сих пор ипотечное кредитование в России остается "предметом роскоши". Но, оказывается, и в нашей стране существуют способы получения дешевых кредитов на жилье. Для этого нужно сделать немного - пойти работать на Московскую железную дорогу (МЖД) или в структуры Минатома РФ.
Такое понятие, как "ведомственная ипотека", - изобретение, наверное, чисто российское, появившееся не от хорошей жизни. По словам директора "железнодорожного" фонда "Жилсоципотека" Мухамеджана Абдулаева, "мы решаем задачу привлечения кадров для работы в отрасли, и улучшение жилищных условий - это один из способов решения этой задачи". Сотрудники МЖД могут приобрести через "Жилсоципотеку" жилье, заплатив 15% его стоимости (около 50 тыс. руб.), а оставшаяся сумма оформляется как кредит под┘ 2% годовых в рублях. Но и это еще не все. Кредит для молодых специалистов выдается под 1%! Сразу хочется стать инженером-путейцем и пойти работать на дорогу.
Естественно, что пока для МЖД такой "жилищный социализм" - дело затратное. Средства на финансирование деятельности "Жилсоципотеки" берутся взаймы у отрасли в среднем под 5% годовых. Правда, Мухамеджан Абдулаев надеется, что к 2006 году фонд выйдет на самоокупаемость. Прибыль у железнодорожников образуется в основном за счет коммерческой реализации части построенного жилья (объемы строительства в этом году составляют 16 многоквартирных домов, в следующем по ипотеке будет продано более 1000 квартир).
В Минатоме тоже есть отраслевой фонд ипотечного жилищного кредитования, но он выполняет больше некую методическую функцию. На предприятиях отрасли и в закрытых городах, как правило, создаются свои ипотечные фонды. Многие из них работают по сходной схеме, появившейся в городе Сарове (федеральный ядерный центр "Арзамас-16"). Выглядит этот механизм следующим образом - человек вносит не менее 60% стоимости приобретаемого жилья, а на остальные 40% предоставляется рассрочка сроком до 15 лет. Существенным моментом здесь является то, что в счет этих 60% можно отдавать имеющееся в собственности жилье. Процентные ставки в минатомовских фондах невысоки - от 3 до 12% годовых.
При всех различиях "железнодорожной" и "ядерной" ипотеки есть один общий момент. Выдавая своим сотрудникам кредиты, оба ведомства привязывают людей к работе. Иногда в контракты даже вносятся специальные пункты, по которым человек при увольнении теряет все льготы по кредиту и вынужден платить по рыночным ставкам. Такая жесткая привязка к предприятию во многом оправдана кадровым дефицитом, вызванным не слишком высокими зарплатами. То есть если человек в состоянии проработать на одном месте много лет в обмен на собственное жилье, то МПС и Минатом ждут.