По мнению советника президента Андрея Илларионова, послание Владимира Путина "О бюджетной политике в 2004 году", которое было обнародовано в минувшую пятницу, носит революционный характер. "Несмотря на спокойный стиль, содержание документа дает основание говорить, что предлагаемые меры при их осуществлении могут носить характер бюджетной революции", - заявил советник. Между тем в Минфине не видят в этом ничего революционного - большинство идей, содержащихся в документе, были давно озвучены именно минфиновскими чиновниками и непосредственно вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным.
Главных мыслей в бюджетном послании несколько. Первая - это любимый тезис Алексея Кудрина: налоги надо снижать только при условии снижения расходов бюджета. Напомним, что наиболее ярые идеологи радикальной налоговой реформы (например, Российский союз промышленников и предпринимателей и Минэкономразвития) предлагали серьезно урезать налоговую нагрузку - снизить единый социальный налог с 2004 года, снизить НДС до 15% и так далее. Минфин всегда выступал очень сдержанно и говорил, что ЕСН можно снизить не раньше 2005 года, а НДС не более чем на 2%. Премьер-министр Михаил Касьянов время от времени весьма жестко критиковал ведомство господина Кудрина за такую осторожность. Однако президент в итоге поддержал точку зрения именно Алексея Кудрина (некоторые аналитики тут же углядели в этом очередной признак неминуемой, хотя, может, и нескорой "отставки технического премьера"). В бюджетном послании говорится, что НДС может быть снижен в 2004 году до 18%, а ЕСН в 2005-м, но не указывается, насколько.
Второй момент - оптимизация госрасходов, повышение качества расходов на социалку, образование, медицину, отмена значительной части нефинансируемых гособязательств (сегодня их модно называть "федеральными мандатами") и реформа межбюджетных отношений. Здесь тоже ничего революционного - этим занималась межведомственная комиссия по оптимизации госрасходов, которую возглавлял все тот же Алексей Кудрин.
Третий пункт - создание стабилизационного фонда. По замыслу Министерства финансов, фонд планировали создать еще в прошлом году, но как-то не складывалось. Вот теперь пришел президентский окрик, и правительству ничего не остается, как перестать тратить бюджетный профицит и начать его копить, чтобы в случае падения цен на нефть иметь "подушку безопасности". Интересно, что до сих пор кабинет министров не внес в Госдуму законопроект о стабилизационном фонде. Сей факт отметил и глава думского комитета по бюджету и налогам Александр Жуков.
Алексей Кудрин, говоря о бюджетном послании президента, не скрывал своего удовлетворения и отметил, что продуманная налоговая система, разумное расходование средств в соответствии с возможностями бюджета и создание стабилизационного фонда "призваны обеспечить устойчивость финансовой системы, что должно предотвратить "черные вторники", дефолты и тому подобное". В целом, по словам вице-премьера, бюджетное послание направлено на создание более устойчивой финансовой системы в России.
Единственное, что носит характер некоторой новизны, это официальное признание тезиса о снижении объема перераспределяемых через бюджет ресурсов. Именно этот пункт Андрей Илларионов назвал революционным. По его словам, такая задача ставится впервые, и если она будет выполнена, это будет означать бюджетную революцию. Он подчеркнул, что "это - позиция президента и исполнительной власти".
Правда, нелиберальные экономисты с такой постановкой вопроса не согласны. Например, директор ИМЭПИ РАН Руслан Гринберг уверен, что снижение госрасходов не должно быть главной целью экономической политики. "Проблема в том, что под оптимизацией бюджетных расходов понимается, как правило, сокращение бюджетного финансирования здравоохранения, образования, науки и культуры, - говорит Руслан Гринберг. - Получается, что налоги надо снижать, чтобы меньше расходовать на эти непроизводительные сферы. Но частная инициатива не заменит государственной активности". По словам директора ИМЭПИ РАН, в развитых странах примерно половина ВВП перераспределяется через государственный бюджет. "У нас же, уровень перераспределения не доходит и до 40% ВВП, а Илларионов и другие ребята говорят, что это очень много, надо еще снижать. Это просто какая-то псевдорелигиозная мания, ложно понятая концепция экономической свободы", - отмечает Руслан Гринберг.