За месяц до начала действия Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Совет Федерации решил внести в Государственную Думу законодательную инициативу о переносе вступления его в силу на 1 января 2004 года. Вчера об этом заявили члены секции по страхованию Совета Федерации, объяснив такое решение недоработанностью закона и отсутствием механизмов его реализации. Однако автостраховщики считают, что большинство претензий сенаторов к закону связано с его непониманием, а недоработки, которые все же имеют место, можно устранить уже в процессе действия закона.
Секция по страхованию была создана в комитете по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации два месяца назад, и все это время ее члены, по словам президента Ассоциации страховщиков России Алексея Зубакова, "разбирались с законом". К вчерашнему заседанию секции претензии сенаторов к нормативному акту были наконец сформулированы. В частности, отмечалось, что в ходе внесения изменений в законопроект из него совершенно напрасно были выведены средства гостранспорта, которые теперь обязательному страхованию не подлежат. Вызывает нарекания и список льготников, в который не вошли ветераны Великой Отечественной войны, афганской и чеченской кампаний, чернобыльцы и другие категории граждан.
По словам Алексея Зубакова, не учтено в законе и то, что многие используют машину только летом. Негативным он назвал также исключение из страхового покрытия ущерба, причиненного уничтожением антиквариата, предметов искусства, ювелирных изделий и других ценных вещей, которые могут перевозиться в автомобиле, и ущерба, причиненного лицом, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Он сообщил, что ни одна страховая компания до сих пор не получила лицензии на этот вид деятельности, а в некоторых регионах России сотрудники ГИБДД по сговору со страховщиками уже вынуждают водителей покупать полисы "автогражданки".
Однако по мнению самих автостраховщиков, за которых так радеют сенаторы, закон не нуждается в какой-либо отсрочке. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Жук считает, что "половина замечаний из тех, которые есть у секции, происходят оттого, что законы неправильно прочитаны". "Сейчас нет никаких оснований, чтобы говорить о переносе закона", - заявил он. По его словам, из 112 компаний, изъявивших желание заниматься обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, 54 уже подали документы на лицензирование. Уже сегодня министр финансов Алексей Кудрин должен лично отчитаться перед премьером Михаилом Касьяновым о ходе лицензирования, поэтому есть все основания утверждать, что к 1 июля лицензии получит достаточное количество страховщиков. Игорь Жук подчеркнул также, что благодаря принятию закона сфера автострахования стала наконец развиваться. Компании создают новые рабочие места, за ближайшие полтора года в эту сферу возможно привлечение около 100 млн. долл. инвестиций.
Ожидается, что 9 июня решение секции по страхованию будет рассмотрено на пленарном заседании Совета Федерации. Но даже если сенаторы предложат Госдуме перенести сроки вступления в силу закона об "автогражданке", времени на принятие этого решения практически не останется.