- Сергей Иванович, давайте вспомним ситуацию с агентством D"Arcy, которое вы возглавляли. В начале года его владельцы, рекламная группа Publicis, приняли решение о ликвидации агентства и слиянии его с другой компанией, Leo Burnett. И если во всем мире Leo Burnett действительно серьезно опережала D'Arcy по объемам, то в России все обстояло ровно наоборот. Как все происходило у нас?
- Leo Burnett и в России не было плохим агентством. Оно, скажем так, было не очень на виду и не было интересно рынку, поскольку не покупало телеэфир или "наружку", занимаясь исключительно созданием рекламы. Так что нам пришлось смириться с решением, которое действительно было продиктовано здравым смыслом, и я это понимаю. Конечно, на уровне эмоций принять такой поворот событий было тяжело - жаль, что умерло дело, которым мы занимались больше десяти лет. С D'Arcy мы пережили все начиная с путча 1991 года - и события 1993 года, и кризис 1998-го. И выжили - а потом все кончилось.
- А нельзя было сделать для России исключение и не ликвидировать здесь D'Arcy?
- А зачем? D"Arcy можно было сохранить в России, исключив его из глобального брэнда. Мы бы стали обычным локальным отечественным агентством. А если уж заниматься локальным бизнесом - не лучше ли начать что-то новое? Вот мы и начали - создали агентство "Родная речь". Нет худа без добра - зато теперь снова стало интересно жить и работать.
- Реально ли это агентство довести до уровня D'Arcy?
- По качеству оно уже сейчас выше. А по объемам - такое же. Но мы замахиваемся на большее. Хотим опередить сетевые агентства, и для этого нужно стать лучше, чем они. Правда, в России это чаще всего означает, что нужно стать больше, чем они.
- Когда войдете, скажем, в пятерку лучших?
- Думаю, уже в этом году.
- Сейчас активно обсуждается покупка мировым медиамагнатом Рупертом Мердоком российской компании News Outdoor, занимающейся наружной рекламой. Зачем бы ему это, как вы считаете?
- Купить компанию - дело нетрудное. А вот поднять, построить ее - намного сложнее. До сих пор в News Outdoor о Мердоке и не слыхали, и вся успешность этой компании, безусловно, идет от личности ее руководителя, Максима Ткачева. Конечно, с ним работает его прекрасная команда, но в основном, я считаю, это его заслуга. На мой взгляд, он один из самых талантливых людей на нашем рынке. Что касается какого-то иного, кроме чисто финансового, интереса Руперта Мердока к наружной рекламе, мне он не совсем понятен. Это ведь человек, который занимается средствами массовой информации. И то, что в России он вдруг купил компанию, занимающуюся наружной рекламой, - довольно странно. Впрочем, это может объясняться и тем, что ему в свое время не удалось серьезно войти на телевизионный рынок. Может быть. Но вообще-то ему, на мой взгляд, повезло. Вместе с News Outdoor он "купил" Максима Ткачева. На самом деле это все, что ему нужно в этой стране. Только он об этом еще не знает.
- Сергей Иванович, как вы считаете, насколько западным рекламным компаниям интересен российский рынок рекламы?
- Безусловно, интересен. Прежде всего российский рынок рекламы выгоден. Об экономической ситуации в стране можно судить хотя бы по росту заработной платы населения, который мы наблюдаем в последнее время. Это объективный фактор, влияющий на повышение спроса на различные товары и обострение конкуренции. Чтобы продавать, нужна реклама, а рекламу должен кто-то создавать. Вот почему в нашей стране уже сейчас представлены практически все ведущие агентства мира. Кроме того, наш рынок быстрыми темпами превращается в одну из самых привлекательных зон стратегического инвестирования. Так что интерес со стороны международных коммуникационных групп к России огромен. Может быть, с этой точки зрения для рекламной индустрии более интересны разве что Китай и Индия, особенно если учитывать, что в следующем году, на мой взгляд, российский рекламный рынок ожидает некоторая стагнация.
- А почему Индия и Китай могут быть более интересны для рекламных агентств?
- Миллиарды населения. Пускай люди там далеко не богаты, но существуют категории продуктов, которые все равно должен покупать каждый. И эти продукты тоже нуждаются в рекламе.
- А не может ли активная деятельность западных рекламных агентств в России привести к тому, что у отечественных рекламодателей не будет хватать средств, чтобы оплачивать их услуги? Ведь иностранцам, наверное, намного проще прийти на рынок с уже готовыми и раскрученными мировыми брэндами, имеющими многомиллионные рекламные бюджеты?
- Они, конечно, приводят в Россию своих рекламодателей. Точнее, рекламодатели сами приводят "свои" агентства. Все это так. Но соотношение сил, если оно отличается от глобального, на каждом конкретном рекламном рынке создается локальными клиентами. Конечно, международные брэнды создают основу, материальную базу для работы агентства, но основную долю истинного успеха агентства все равно привносит эффективная работа с локальными клиентами. В нашем случае это сотовые операторы, производители соков, пивная индустрия и т.п. Без них агентству невозможно стать лучше и больше.
- Каких рекламных агентств сейчас больше на российском рынке - отечественных или западных?
- Если в штуках - больше российских, поскольку слишком многие компании называют себя рекламными агентствами. Однако по формальным показателям таковыми могут называться 15-20 компаний. Их примерно столько же, сколько западных. Но суммарный объем рекламы, которую делают западные компании, конечно, намного выше. Хотя в число ведущих рекламных компаний в России я бы включил помимо сетевых и российские - "РАВИ" и "Родную речь".