Дик Чейни, Кондолиза Райс и другие сотрудники Джорджа Буша знакомы с нефтью не понаслышке.
Фото Reuters
Через 2-3 недели, заявил временный министр нефтяной промышленности Ирака Самир аль-Гадбан, Ирак намерен возобновить экспорт нефти. Столь быстрого восстановления нефтяной промышленности этой страны и ее возвращения на рынок не ожидал никто. Рынок впал в замешательство. Ведь если это действительно произойдет, то изменится и вся мировая экономическая ситуация. Россия может оказаться одной из первых пострадавших.
Раньше казалось, что поставки нефти на рынок из Ирака - дело отдаленного будущего. Аналитики, включая представителей американской администрации, упирали на то, что главным препятствием для возобновления иракского экспорта является инфраструктура. Считалось, что она находится в плачевном состоянии еще со времен войны с Ираном, и быстро восстановить ее без больших затрат просто невозможно. Увы, видимо, эти разговоры оказались лишь ширмой для реализации планов нынешних реальных властителей Ирака - США. А реальное состояние нефтяной промышленности далеко от разрухи.
По некоторым данным, за десятилетие ооновских санкций Ирак постоянно нарушал эмбарго на вывоз нефти. Очевидцы утверждают, что из северных районов страны регулярно и в колоссальных объемах шли автомобильные караваны нефтевозов в Турцию, где нефть и перерабатывалась. Поэтому не исключено, что, когда нынешние хозяева Ирака говорят о быстром увеличении экспорта черного золота, они предполагают попросту легализовать давно существующие и хорошо налаженные каналы ее вывоза. Тогда понятен и разнобой в цифрах - пока сложно говорить, насколько тайные иракские нефтебароны будут готовы поделиться с центральной властью. Однако проблем с их "выходом на свет" быть не должно - контролировали нелегальный экспорт скорее всего курды, нынешние союзники американцев.
Наконец, судя по всему, окончательно решен вопрос о том, кто будет собственником иракских месторождений. Как стало известно вчера, проамериканская администрация Ирака приостановила действие трех нефтяных контрактов, подписанных компаниями из России и Китая. Естественно, пострадал "ЛУКОЙЛ", который, по словам того же аль-Гадбана, потерял контракт на разработку месторождения на Западной Курне. И скорее всего "ЛУКОЙЛ" - лишь первая ласточка. Как уже отмечала "НГ" (27.03.03, 15.05.03), всего на Ирак "завязаны" десятки крупнейших отечественных компаний. Прекращение всех контрактов с ними, по предварительным оценкам, России обойдется более чем в 2 млрд. долл. прямых убытков и до 40 млрд. - косвенных. Среди тех компаний, кто в очереди на "вылет" из Ирака, - "Зарубежнефть", "Татнефть", "Машиноимпорт"...
Их место, вне всяких сомнений, займут англо-американские конкуренты. И тогда добыча нефти Ираком не только быстро дойдет до довоенного уровня, но и легко его перепрыгнет. По словам министра нефтяной промышленности Ирана Бижана Намдара Зангане, "США, по-видимому, собираются довести добычу в Ираке с 2,5 до 6,5 млн. баррелей в сутки с тем, чтобы лишить Саудовскую Аравию лидирующей роли на нефтяном рынке". Как себя тогда поведут цены на черное золото, понятно.
Впрочем, вероятно, такой прирост добычи нефти - задача не ближайших месяцев. "Рынок интересует, сможет ли Ирак радикально увеличить добычу нефти - примерно до 3-4 млн. баррелей в день, - считает начальник аналитического отдела банка "Зенит" Сергей Суверов. - Но такой приток иракской нефти, который действительно может повлиять на цены, возможен не раньше, чем в будущем году. Так что подобные заявления, если и будут влиять на котировки, то буквально на день-два. Если Ирак и восстановит довоенную добычу, на цены это сильно не повлияет - это в них уже заложено. Рынок сейчас более искушенный, он не реагирует на заявления, потому что их много и они очень противоречивы. Во всяком случае, после выступления Гадбана цены продолжили расти". Иными словами, в ближайшее время цены останутся на приблизительно текущем уровне.
По другим оценкам, однако, это ближайшее время может оказаться очень коротким. Рынок сейчас ждет очередной встречи министров государств - членов ОПЕК 10-11 июня, где среди прочего будет обсуждаться вопрос об изменении квот на добычу. Пока неясно, получит ли свою квоту Ирак, и если получит, то какую. Именно эти дни - и месяц в целом - можно считать часом "Икс" для российской экономики.
Когда рынок увидит, что Ирак способен быстро наращивать экспорт нефти, да еще если в ОПЕК будут приняты решения, устраивающие США - в чем в нынешней политической ситуации сомневаться не приходится, - цены на черное золото немедленно поползут вниз. До какой отметки, никто из экспертов предсказать не берется. Однако широко известна цифра - падение цены барреля российской нефти на 1 доллар приводит к потерям бюджета в 1 млрд. долл.
Поэтому скорее всего первые неприятности могут посыпаться на голову российской экономики уже этим летом. Конечно, пока они вряд ли окажутся столь серьезными, что августа придется ждать с традиционным трепетом. Да и валютная подушка Центробанка невиданно велика - около 60 млрд. долл., - что позволит властям достаточно долго удержаться в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. С нарушениями закона или без них, но компенсировать выпадающие доходы бюджета, наверное, удастся. Во всяком случае, до конца года - до думских выборов. А вот следующим по очереди кандидатам во власть придется тяжелее... Хотя, наверное, что-нибудь придумают.