В начале следующего года в Сибири закончится стройка с почти сорокалетней историей. Вчера на пресс-конференции руководитель Росавтодора Игорь Слюняев сообщил, что сквозное движение на автодороге "Чита-Хабаровск", которая впервые свяжет восток и запад России, откроется в первом квартале 2004 года. Затянувшееся строительство дорожники объясняют недостатком финансов.
В минувшее воскресенье делегация Росавтодора вернулась из своеобразного автопробега по еще не существующей дороге "Чита-Хабаровск". "Главное ощущение, вынесенное нами из поездки, что еще до официального открытия сквозного проезда дорогой уже пользуются", - отметил Игорь Слюняев. И хотя интенсивность движения пока составляет всего 500-700 автомобилей в сутки (для сравнения: по трассе "Москва-Минск" ежедневно проезжает до 100 тыс. автомобилей), дорожники считают, что это уже неплохо.
Впрочем, низкая интенсивность движения объясняется сложностью прохождения автомобилей по еще не наезженной и никак не обработанной трассе. Ведь дороги как таковой от Читы до Хабаровска еще нет - вряд ли можно назвать этим словом вырубленные просеки и участки местности с последствиями взрывных работ. И даже несмотря на это, многие предприниматели, "гоняющие" машины из Японии в Читу, Иркутск и Новосибирск, предпочитают такую трассу слишком дорогой железнодорожной "сетке" или зимнему пути по замерзшим рекам.
Когда будет официально открыто сквозное движение по трассе общей протяженностью 2165 км, некоторые ее участки будут покрыты обычной щебенкой. Полное обустройство дороги закончится к 2008 году. Ширина проезжей части будет составлять 7 м. Предполагается, что за сутки по ней будет проезжать до 3 тыс. автомобилей со скоростью примерно 100 км/час. По мнению руководителя Росавтодора, трасса составит серьезную конкуренцию железной дороге, которая сейчас является единственным безопасным средством доставки грузов с востока на запад. "В МПС признают, что потеряют довольно большую часть прибыли, однако работать нам не мешают", - сказал он.
В том, что дорога, соединяющая Москву и Владивосток, нужна, сомнений ни у кого нет. Еще в 1966 году, за несколько лет до начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, советские власти приняли решение о прокладке автомобильной трассы на Дальний Восток. Однако работы начались только через 11 лет после этого. БАМ давно построен, пережил угасание и второе рождение с началом разработки месторождений на севере Забайкалья, а строительство автомобильной дороги так и не было завершено. Правительства сначала Советского Союза, а потом и России, регулярно принимали постановления о мерах по ускорению прокладки последнего участка главной магистрали страны. "Но из-за недостатка средств нам приходится отдавать приоритеты ремонту и модернизации уже существующих дорог, а строительство новых финансировать по остаточному принципу", - объяснил Игорь Слюняев.
За сорок лет на прокладку трассы "Чита-Хабаровск" было выделено всего около 30 млрд. руб. (в ценах 2003 года). "Стоимость достройки трассы составляет 60 миллиардов рублей, а чтобы открыть сквозное движение по дороге, нам понадобится 12 миллиардов рублей. Эти деньги уже заложены в бюджет", - сообщил руководитель Росавтодора. Кроме средств федерального бюджета на строительство дороги пойдет и кредит в размере 130 млн. долл., выданный Европейским банком реконструкции и развития. Возможно, в сентябре ЕББР выдаст еще 190 млн. долл. на эти же цели.
В регионах, через которые проходит трасса "Чита-Хабаровск", говорят, что остановки строительства случались еще и потому, что для ее прокладки приходилось вырубать леса первой категории. Для этого нужно получать разрешение правительства. Однако эта проблема, по словам Игоря Слюняева, тоже разрешилась. "Ведь вырубленные просеки можно рассматривать и как противопожарные. Губернаторы сибирских и дальневосточных регионов очень помогали нам в этом вопросе, добиваясь отсрочки компенсационных платежей и пошлин за рубку этих лесов", - отметил он.
В августе "Росавтодор" планирует провести первый автопробег через всю Россию. "Мы хотим доехать на машинах от Москвы до Владивостока. А может, даже до Находки", - отметил Игорь Слюняев. Такую возможность чиновники получат впервые в российской истории - ранее автомобильной трассы, соединяющей Дальний Восток с остальной частью страны, просто не существовало.