- Говоря про ваше ведомство - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, - вторую часть названия обычно опускают. Расскажите, как вы поддерживаете предпринимателей?
- Речь не идет о том, что мы даем каким-то конкретным предпринимателям конкретную сумму денег для того, чтобы реализовать какой-либо проект. Речь не идет о том, что мы сводим предпринимателей, помогаем заключать контракты. Это все должен делать рынок. Наша работа по регулированию рекламного законодательства, по контролю за соблюдением закона о конкуренции и закона о защите прав потребителей, по разработке налогового или административного законодательства направлена на одну цель - сделать так, чтобы в российской экономике действовали цивилизованные рыночные отношения. Мы рассматриваем поддержку предпринимательства именно в таком широком ключе. Кроме того, действуют федеральная и около 60 региональных программ поддержки малого бизнеса.
Сегодня в России сложилась, на мой взгляд, достаточно развитая инфраструктура поддержки малого бизнеса, которая включает в себя, в частности, систему фондов поддержки малого бизнеса. Фонды сильно различаются в зависимости от регионов по объемам финансовых ресурсов. Но главное, что это уже система.
- Как вы можете прокомментировать ситуацию вокруг Федерального фонда поддержки малого предпринимательства?
- На самом деле у людей могут быть разные точки зрения на то, как должна быть построена система поддержки малого бизнеса. Но в данном случае существующая система опирается на законы, на решения органов государственной власти. Никаких реальных альтернатив не предлагается. Иногда предлагаются схемы, которые находятся в явном противоречии с законодательством РФ - например, субсидирование процентных ставок. Что характерно, при этом критики не приводят никаких доказательств, что существующая система плоха, что она обладает какими-то сущностными изъянами. Я считаю - чтобы вносить какие-то изменения в действующую систему поддержки, надо хотя бы предварительно эти предложения обсуждать. Причем не в кабинетах, а спрашивать у самих предпринимателей.
- Вы сказали, что нет никаких доказательств того, что система неэффективна и плохо работает. А есть ли доказательства ее эффективности, есть какие-то живые результаты?
- Есть. Они заключаются в том, что после многих лет, когда Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства из-за плохого управления терял деньги, ситуация полностью изменилась. Время так называемых блатных проектов прошло. Фонд за пару лет в результате работы с кредиторской задолженностью вернул практически все долги. Правда, когда мы говорим, что вся система поддержки малого бизнеса должна была в прошлом году освоить сумму аж в 20 миллионов рублей, это просто смешно. Но и за эти ограниченные деньги мы смогли реализовать несколько интересных федеральных проектов - открыли на ВВЦ федеральный выставочный маркетинговый центр, который оказывает малым предприятиям консалтинговые, правовые услуги, помогает в поиске деловых партнеров.
- Сколько в этом году отпущено из федерального бюджета на программы поддержки и сколько планируется на следующий год?
- 100 миллионов рублей. Сколько будет в следующем году, я сказать пока не могу. Вообще для эффективной реализации госполитики развития малого бизнеса этих сумм явно недостаточно. По нашим подсчетам, на 3-летнюю программу необходимо было выделить 1 миллиард рублей. В этом миллиарде каждый рубль был обоснован. Но мы имеем то, что имеем.
- Стало ли лучше жить предпринимателям за последние годы?
- Да, положительная тенденция наблюдается. По многочисленным опросам предпринимателей, им стало жить полегче, и это связано со стабилизацией обстановки в стране. Время полной безнаказанности чиновников проходит. Сейчас уже есть способы воздействия на бюрократию. Налоговое бремя для самых мелких предприятий было существенно облегчено. Если говорить о конкурентной среде, то все зависит от регионов и отраслей. Причем монополизация идет не только в тех отраслях, про которые все говорят, - нефть, газ и так далее.
- В каких, если не секрет?
- В любом регионе неподалеку от Москвы вы можете почувствовать тревогу предпринимателей в связи с выходом на их рынок крупных московских и питерских торговых сетей. Тревога эта достаточно обоснованна, ведь емкость регионального рынка ограниченна. Несколько крупных сетевых проектов легко перекрывают 90-95 процентов местного рынка и выбивают с рынка неорганизованных торговцев. Подобные процессы укрупнения вообще активно происходят сегодня в сфере дистрибуции, будь то торговля мобильными телефонами, автомобилями, бытовой техникой.
- Как МАП отстаивает интересы предпринимателей? Растет ли количество дел против чиновников?
- Количество дел растет. Но у нас не хватает ресурсов отследить все случаи нарушения чиновниками конкурентного законодательства, да и сами предприниматели часто опасаются вступать в конфликт с представителями власти. Часто приходится слышать: "Вот вы пришли, наказали и ушли, а нам с этим человеком еще работать". Это болезнь всей системы. У нас система госвласти излишне персонифицирована и строится исключительно на личном контакте между представителем власти и бизнесменом. Но и здесь ситуация меняется, ведь административная реформа уже, по сути, началась.