Волна банкротств крупнейших западных компаний, начавшаяся примерно полтора года назад, породила в Европе и особенно в США моду на разработку и принятие разного рода кодексов корпоративного управления, которые регламентируют деятельность советов директоров, наемных менеджеров, их взаимоотношения с акционерами и пр. Там считают, что это сделает работу корпораций прозрачной и ограничит возможности для злоупотреблений. Раньше, правда, тоже считали, что аудиторы неподкупны, а финотчетность и бухучет фальсифицировать очень сложно, а на деле оказалось все наоборот.
Тем не менее "корпоративная" волна докатилась до России, и сегодня это одна из самых обсуждаемых тем в бизнес-сообществе. Отечественным предпринимателям постоянно приходится доказывать, что они достойны называться бизнесменами, а не новыми русскими. Не так давно даже был создан Национальный совет по корпоративному управлению, который возглавил Владимир Потанин. Идея внедрения принципов корпоративного управления настолько овладела умами бизнесменов и чиновников, что Федеральная комиссия по ценным бумагам в прошлом году разработала свой вариант соответствующего кодекса, который сейчас настойчиво рекомендуется российским акционерным обществам. Но, к сожалению, как сообщил вчера на конференции "Корпоративное поведение на финансовых рынках" председатель ФКЦБ Игорь Костиков, по данным недавно проведенного среди региональных компаний опроса, только 53% менеджеров в регионах знакомы с кодексом и лишь 17% из них применяют его на практике (хотя в комиссии по ценным бумагам довольны и этим).
Однако тем компаниям, которые планируют работать с зарубежными партнерами, заняться корпоративным управлением придется вплотную, иначе могут возникнуть сложности с получением инвестиций. "Сегодня мы говорим: чтобы привлечь в российскую экономику значительные финансовые ресурсы, наши компании должны быть понятны для иностранного инвестора", - отметил на вчерашней конференции ее организатор, генеральный директор Московской межбанковской валютной биржи Александр Захаров. Уже сейчас, чтобы выйти, например, на Нью-Йоркскую фондовую биржу, любая компания должна следовать правилам корпоративного управления.
В США в отличие от России этим вопросом занимаются не государственные органы, а как раз Нью-Йоркская фондовая биржа. По словам ее вице-президента Ричарда Бернарда, "ни одна компания не будет работать на бирже, пока не докажет свою честность". При этом любая компания, которая не соблюдает корпоративные правила, может быть изгнана с биржи. "Роль Нью-Йоркской фондовой биржи - это рыночное решение существующих проблем", - подчеркнул Ричард Бернард.
Российские биржевики решили поддержать почин американских коллег и с февраля этого года дополнили перечень требований для включения ценной бумаги в листинг ММВБ необходимостью соблюдения эмитентом положений кодекса корпоративного поведения. Кроме того, гендиректор ММВБ Александр Захаров сообщил, что планируется разработать свой биржевой кодекс. "В настоящее время на ММВБ создается рабочая группа, к деятельности которой будет активно привлекаться общественность", - отметил он. Эта инициатива биржевиков нашла живой отклик у Игоря Костикова. "Биржи играют ключевую роль в продвижении кодекса корпоративного поведения в жизнь. Это особенно важно в преддверии выхода на фондовый рынок пенсионных денег", - подчеркнул глава ФКЦБ.
Надо сказать, что в России пока не все понимают, что же делать с этим самым корпоративным кодексом. Многие компании принимают кодекс, но никакого реального влияния на их деятельность он не оказывает и все остается на уровне деклараций. Хотя стремление к открытости и прозрачности своей деятельности, пусть и на уровне заявлений, уже радует - так, глядишь, и до дела дойдет.