На этой неделе на очередном заседании правительство предполагает рассмотреть проблемы авиапрома. Чтобы выработать единые подходы к решению перезревших проблем отечественной авиационной промышленности, Торгово-промышленная палата провела круглый стол с участием руководства Минтранса, Российского авиационно-космического агентства (РАКА), авиапредприятий, авиакомпаний, кредитных организаций.
"Отрасль, в которой до начала 90-х годов производились сотни самолетов в год и было занято около двух с половиной миллионов человек, стоит на грани полной ликвидации", - констатировал президент ТПП Евгений Примаков во вступительном докладе. Производственная загрузка трех сохранившихся заводов в Воронеже, Казани и Ульяновске находится на недопустимо низком уровне, подчеркнул президент палаты.
Главные причины происходящего Евгений Примаков видит в отсутствии у правительства внятной промышленной политики. Зарубежная авиатехника ввозится без пошлин и без уплаты НДС, в то время как отечественные предприятия должны платить все налоги. В США и в ЕС национальные компании, находящиеся в более выгодном финансовом положении, получают государственные заказы на производство самолетов и прямую помощь от государства на проведение опытно-конструкторских разработок, освоение новых технологий с учетом того, что авиация - отрасль двойного назначения.
Принятые до сих пор нашим правительством программы и концепции развития авиатехники не вывели отрасль из кризиса, и она сейчас находится на грани необратимых потерь кадрового и научно-производственного потенциала, подчеркнул Евгений Примаков. По расчетам Минтранса, напомнил он, отечественные авиакомпании должны будут купить около 600 самолетов. Судьба 500 тысяч рабочих зависит от того, где эти самолеты будут произведены - в России или на Западе.
Президент ТПП признал, что наши авиастроители сейчас не могут предложить конкурентную продукцию. Положение осложняется тем, что в ближайшие годы ЕС и ИКАО вводят более высокие требования к гражданским самолетам. Спасти отрасль, считает Евгений Примаков, возможно только при кардинальных сдвигах в политике правительства. По его мнению, только оно может совместить интересы авиапроизводителей и авиаперевозчиков.
Среди мер по поддержке авиапрома, которые предложил Евгений Примаков, - внедрение операционного лизинга, отмена для авиапредприятий НДС, при вступлении в ВТО не подписывать необязательное соглашение о торговле авиатехникой, а до вступления - обозначить государственные позиции по поддержке НИОКР в авиастроении.
Первый заместитель гендиректора РАКА Валерий Воскобойников напомнил, что за последние годы Россия потеряла свои позиции на международном рынке - до 1991 года советская доля в мировом парке гражданской авиации составляла 26%, а сейчас меньше 2%. По его мнению, авиакомпании, использующие отечественную технику, необходимо стимулировать большими налоговыми льготами. Все это окупится: авиастроение - высокотехнологичная отрасль, она тянет за собой целый шлейф различных секторов экономики.
Авиапроизводители весьма категорично требовали закрыть внутренние линии для зарубежных самолетов. Для нормальной экономической деятельности сохранившихся заводов, утверждают они, каждому предприятию необходимо получать заказы как минимум на 30 самолетов в год, сейчас производится не более 3-4 самолетов.
Помощник президента страны Евгений Шапошников, признав факт потери контроля государства над ситуацией в авиапроме, считает, что федеральные программы не финансируются в должной мере. В то же время он обратил внимание авиапроизводителей, что предлагаемые самолеты, в частности, ТУ-204, не соответствуют современным требованиям к условиям эксплуатации. Он также напомнил о нерешенной проблеме двигателей для магистрального самолета ИЛ-96-300: для пяти таких самолетов, на которых стоят 20 двигателей, "Аэрофлот" вынужден был покупать в течение года 80 штук. Западный двигатель гарантированно работает 5 тысяч часов. Евгений Шапошников считает, что кооперация с предприятиями Украины и ЕС позволит отрасли более полно реализовать свои конкурентные возможности.
Генеральный директор ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" Валерий Окулов предложил и авиакомпаниям и авиапроизводителям руководствоваться одним принципом - конкурентоспособностью. Он подчеркнул, что "мы находимся в самой конкурентной среде на мировом рынке", где конкуренцию не запретишь. Компания в прошлом году заплатила налоги в бюджет в объеме 3,2 млрд. руб., или 220 тыс. с одного работающего.
Валерий Окулов считает, что нужно выяснить, по каким самолетам мы можем конкурировать - магистральным, региональным или местным, то есть определить нишу, где мы могли бы конкурировать на мировом рынке, а не только на внутреннем.
Выступивший в заключение заседания министр транспорта Сергей Франк отметил стремление участников найти взаимоприемлемое решение по поддержке отечественного авиастроения. Он напомнил собравшимся, что сохранение авиапрома - задача общая: "С авиацией Россия одна страна, а без нее - другая".