Нельзя объять необъятное, но Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства вынуждено это делать - на него возложено создание честной конкурентной среды во всех секторах экономики страны. Масштабность его задач стала очевидной из отчета министра Ильи Южанова об итогах работы ведомства в 2002 г. и постановке задач на 2003 г. Перечислять статистические данные многочисленных нарушениях статей Закона "О конкуренции" нет необходимости. В принципе министр осознает трудности, стоящие перед его ведомством, которые обусловлены рядом причин.
Прежде всего отсутствие системно проработанного законодательства. В этом главу МАП поддержал и вице-премьер Алексей Кудрин и привел самый свежий факт: 100 млн. руб. бюджетных средств выделено в этом году на поддержку малого бизнеса. Тем не менее вице-премьер сомневается, что эти деньги дойдут до предпринимателей - форма их распределения, считает Алексей Кудрин, противоречит Бюджетному кодексу, и он, Кудрин, не имеет права его нарушить.
Из-за противоречия одних законов другим МАП вынужден решать попросту не решаемые в нынешнем правовом поле вопросы. К примеру, Сбербанк обвиняется министерством в том, что отказывает в выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, застрахованным в страховых компаниях, не входящих в перечень рекомендованных Сбербанком России. МАП делает упор на нарушение свободы конкуренции, но совершенно упускает из виду такой ее параметр, как "честность".
Кроме того, МАПу не нравится то, что Сбербанк, с одной стороны, устанавливает необоснованно высокие тарифы на оказание услуг физическим лицам, а с другой - сокращает филиальную сеть. При этом упускается то, что содержать филиальную сеть в регионах - возложенная правительством социальная задача Сбербанка. Содержание ее для банка убыточно. Скорее всего правительству нужно решить этот вопрос, а не заставлять территориальные Сбербанки тратить деньги на услуги юристов, оправдываться в несуществующей вине. Ведь коммерческие банки не идут туда работать, и к ним претензий у МАПа нет. В нынешних экономических условиях вряд ли можно решить проблему гегемонии Сбербанка в регионах изданием "Порядка определения доминирующего положения кредитных организаций".
Трудности в работе МАПа проистекают не только из-за отсутствия системности в законодательстве. Министерству пока не на кого опереться в своей работе, что подтвердил и вице-премьер Алексей Кудрин. При реализации социально-экономической программы Россия сталкивается с рядом проблем, в частности с "неразвитостью инфраструктуры рынка и административными барьерами", отметил он. Более того, вице-премьер считает возможным передать часть функций государства саморегулирущимся организациям. Алексей Кудрин сообщил, что рабочая группа под руководством главы аппарата правительства РФ Игоря Шувалова уже внесла свои предложения по административной реформе на рассмотрение премьер-министра Михаила Касьянова.
Упоминание вице-премьера о новой роли саморегулирующихся организаций весьма знаменательно не только для становления рынка, но и для перспектив самого МАПа. Во многих развитых странах установлением конкурентной среды в отдельных секторах экономики занимаются государственные агентства, комиссии, комитеты в тесном сотрудничестве с профессиональными саморегулирующимися организациями. Такая структура контроля конкурентных условий в конкретном секторе экономики обеспечивает высокий уровень защиты интересов всех участников рынка.
Подобные рыночные структуры действуют в строгом соответствии с детально проработанным законом. Сейчас же МАП часто подходит с одной меркой (одной статьей закона) к предприятиям из разных секторов экономики. Из существующих структур только ФКЦБ может претендовать на самостоятельную роль, конечно, после принятия соответствующего закона. Так что МАП останется еще долго монополистом на антимонопольной ниве. На качество его работы существенное влияние оказывает высокая текучесть кадров в центральном аппарате, которая, по данным Ильи Южанова, достигает 25% в год.