Многолетняя дискуссия о необходимости создания стабилизационного фонда близка к завершению. Минфин на этой неделе представил в правительство проект концепции соответствующего закона. Основные положения документа на пресс-конференции прокомментировал первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев.
Цель создания стабилизационного фонда - снижение зависимости бюджета от изменения мировых цен на нефть. С его формированием правительство получает инструмент обеспечения устойчивости бюджета в среднесрочной перспективе. Предполагается, что в периоды высоких цен на основные товары российского экспорта правительство будет изымать сверхдоходы бюджета и, наоборот, в годы неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры использовать фонд для компенсации недостатка средств при выполнении бюджетных обязательств. Кроме придания устойчивости финансово-бюджетной системе, подчеркнул Алексей Улюкаев, появляется возможность эффективного контроля за инфляцией и курсом национальной валюты - денежная масса при большом притоке валюты в страну стерилизуется, а в противном случае фонд служит источником дополнительного денежного предложения.
Отправной точкой формирования доходов бюджета и пополнения стабилизационного фонда является базовая цена на нефть, которая исчисляется как средняя за последние десять лет. Алексей Улюкаев особо отметил, что концепция предполагает в фонде аккумулировать исключительно дополнительные доходы федерального бюджета, сложившиеся в результате превышения фактически складывающейся цены на нефть марки Urals над базовой. Первыми поступлениями на счет в ЦБ должны стать остатки резервного фонда по состоянию на 31 декабря 2003 года.
Алексей Улюкаев подчеркнул, что представленный документ - это концепция законодательного акта, которая может быть реализована через главу Бюджетного кодекса или отдельным законом о стабилизационном фонде. Он выразил надежду, что соответствующие изменения будут внесены в ближайшие месяцы, и рассчитывает, что формирование бюджета-2004 будет проводиться по новым правилам. Однако это маловероятно. И причин тому много.
Прежде всего депутатам не понравится положение, определяющее, что фондом будет управлять Минфин. Депутаты сами любят поуправлять деньгами и едва ли согласятся с бесконтрольностью действий Минфина: ведь речь идет о колоссальных суммах - не менее триллиона рублей.
Наверняка возникнут разногласия по основным параметрам фонда. Например, что считать за базовую цену нефти: предложение Минфина намного больше (18,5 долл. за баррель), чем еще совсем недавно предлагал советник президента по экономике Андрей Илларионов (12 долл. за баррель). Спор вызовет и уровень нижней границы остатков в годы благоприятной конъюнктуры. От этого зависит объем средств, расходуемых на целевые программы. Впрочем, по мнению Алексея Улюкаева, консенсус по этому показателю достижим.
Однако самая жаркая дискуссия предстоит по порядку расходования средств. Предложения Минфина по этому вопросу весьма уязвимы. Например, неясно, как в годы неблагоприятной конъюнктуры финансировать из фонда системные проекты, требующие многолетних непрерывных затрат.
Минэкономразвития, например, предлагает отнести к числу разрешенных расходов средств фонда страхование налоговых новаций. Объем выпадения доходов в этом случае, возражает первый замминистра финансов, не поддается расчету, а главное - не гарантирует увеличения бюджетных поступлений в будущем. И приводит убийственный пример: "Кто мне скажет, когда и сколько предпринимателей выйдут из тени при снижении ставки ЕСН". Для Алексея Улюкаева "это не счетная позиция" и поэтому расходовать средства фонда на эти цели, по его мнению, нельзя. К сожалению, какой-либо "счетной позиции" сам первый замминистра не назвал.