2002 год стал рекордным не только по урожаю, но и по экспорту зерна. Никто, включая и самого министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева, до последнего момента не верил, что вывоз зерновых может достигнуть столь больших величин. В августе министр определял объемы поставок хлеба за рубеж только в 6 млн. тонн, а в ноябре - уже в 10 млн. Однако в минувшую пятницу, будучи в Берлине на международной выставке "Зеленая неделя-2003", глава аграрного ведомства объявил, что в истекшем году Россия экспортировала более 12 млн. тонн зерна. Это в два с половиной раза больше, чем было вывезено в 2001 году. В рейтинге мировых экспортеров зерна Россия имеет все шансы переместиться с седьмого место на третье.
Самое удивительное, что в течение всего прошлого года эксперты просто не верили, что страна способна на такие масштабные зарубежные поставки. Во-первых, для этого России не хватает пропускной способности портов. Во-вторых, на мировом рынке сильная конкуренция. Но, видимо, транспортники все-таки успели что-то сделать с портами - например, увеличились перевалочные мощности на Азовском море. Кроме того, льготные железнодорожные тарифы позволили экспортерам более активно пользоваться мощностями украинских и прибалтийских портов. А низкие урожаи и наводнения в различных странах мира резко улучшили внешнеторговую конъюнктуру.
В течение года было много разговоров о тарифных квотах, которые Европейский союз вводит на ввоз зерна. Суть этих ограничений заключается в том, что зерно, ввозимое сверх установленного количества, облагается повышенными, фактически запретительными пошлинами. Теперь выяснилось, что эти квоты помехой для российского экспорта не стали. Действия квот начались только 1 января, но еще до этого срока Россия смогла отгрузить в Европу более 3 млн. тонн зерновых - то есть примерно в 1,5 раза больше, чем в 2001 году.
Разумеется, европейские квоты продолжают беспокоить Россию. Аргументом в поддержку нашего экспорта должны стать ответные квоты на импорт европейского мяса. Как заявил в конце прошлой недели первый заместитель министра сельского хозяйства России Сергей Данкверт, Россия готова на применение таких санкций, и они будут введены либо с 15 февраля, либо с 1 апреля.
Зерно и мясо продолжают оставаться предметом напряженных переговоров России с ЕС, в частности, проходивших во время "Зеленой недели" между Гордеевым и комиссаром ЕС по сельскому хозяйству Францем Фишером. Общая квота на ввоз зерна в ЕС в 2003 году составляет около 3 млн. тонн. Франц Фишер уже объявил, что ее размеры Европа менять не намерена. Но интрига заключается в том, что теперь Евросоюз собирается разделить общую квоту между отдельными странами-экспортерами. США и Канада уже получили свою долю в объеме 0,6 млн. тонн. На Восточную Европу, Россию и Казахстан остается всего 2,4 млн. тонн. Из этого объема Россия претендует на 2 млн. тонн - ровно на столько, сколько она поставила в Европу в 2001 году, после "первого рекордного урожая". ЕС же готов предоставить России в три раза меньше - 0,6 млн. тонн - столько, сколько Северной Америке. Алексей Гордеев назвал такое решение "несправедливым". Переговоры Гордеева с Фишером пока закончились тем, что собственная квота у России будет, а какая - еще предстоит уточнить.
Впрочем, возможно, остроту ситуации на европейском рынке сгладит растущий спрос в других частях мира. Один только Египет собирается в 2003 году закупить 1 млн. тонн российской пшеницы. Как заявил недавно президент компании "Росхлебопродукт" Юрий Огнев, хотя европейский рынок терять не хотелось бы, но в самом крайнем случае России найдется, куда отправлять свою продукцию.