Власть на время отказывается от проведения масштабных экономических преобразований. Структурные реформы в экономике, что подтверждают источники "НГ" в Кремле и правительстве, будут отложены. По крайней мере, до окончания парламентских и президентских выборов. Это означает, что власть делает выбор в пользу сиюминутных политических задач, отставив в сторону амбиции по поводу экономического прорыва.
В 2003 году главным содержанием экономической политики государства будут не реформы, а собственный пиар. Знаменитому тезису о том, что экономика в нашей стране наполовину носит рекламный характер, суждено в полной мере претвориться в жизнь в наступающем году.
Жизнь в стране, конечно, на это время не остановится. Дума продолжит работу над экономическими законами. В весеннюю сессию предстоит рассмотреть несколько серьезных законопроектов (например, "О валютном регулировании" и "О национализации"). А летом депутаты плавно перейдут к последнему (для этого состава Думы) проекту бюджета. Нижней палате парламента образца 1999-2003 годов уже не суждено рассмотреть ключевые для экономики страны вопросы - реформы естественных монополий, жилищно-коммунального комплекса.
Реформы естественных монополий слишком масштабны, чтобы влиять только на экономику страны. Они затрагивают жизненно важные интересы политической и экономической элиты. Реформа энергетики, например, - это вообще вопрос скорее политики, нежели экономики. Проиграй Чубайс противостояние, и это отразится не только и не столько на РАО, сколько на его собственном имидже удачливого до настоящего момента менеджера и лоббиста. Что, разумеется, не может не ударить по партии, сопредседателем которой он является.
Реформа ЖКХ может вообще послужить детонатором социального взрыва. Любые изменения в этой сфере способны дестабилизировать обстановку в стране, слишком больно ударив по самой бедной части населения. Вряд ли кто-то в период выборов пойдет на риск возможного разрушения какой-никакой социальной стабильности, даже если цена стабильности - консервация застойных явлений в экономике страны.
В 2003 году у власти не остается возможности для экономических новаций и экспериментов. Тем не менее она должна что-то предложить избирателям в качестве экономической политики. При этом придется пиарить не столько достижения (их, будем честными, особо и нет), сколько свою деятельность по решению масштабных и амбициозных задач.
Лейтмотивом экономической части предвыборной агитации партии власти скорее всего станет борьба с бюрократией и коррупцией. Эта тема должна оказаться наиболее выигрышной. Ведь использовать в качестве предвыборного тарана Чечню второй раз подряд не получится. А на чиновников можно будет свалить в том числе и экономический застой, признаки которого к новому году видны все четче.
Этот вектор действий власти наглядно проявился уже в нынешнем году. Вспомним, как президент ругал правительство за несвоевременные выдачу зарплат бюджетникам, а недавно на фоне забастовки диспетчеров вновь подверг кабинет министров жесткой критике за не слишком тщательное выполнение социальных обязательств. Стоит вспомнить и об идущих со стороны Кремля инициативах по защите граждан от недобросовестных чиновников, чем, в частности, будет заниматься Комиссия по правам человека, и о предоставленной мелкому и среднему предпринимателю возможности пожаловаться (правда, через интернет), но все-таки в администрацию президента.
Кроме того, власть будет традиционно демонстрировать свои усилия по повышению благосостояния граждан. К примеру, низкий уровень заработных плат в России, если верить социологическим опросам, является проблемой номер один для подавляющей части населения страны. Как уже писала "НГ", власть держит в рукаве нужный козырь: в конце 2003 года будет на 30% повышены зарплаты бюджетникам.
Пока средства массовой информации станут рассказывать о борьбе с чиновниками, в недрах правительственных кабинетов и крупнейших экономических центров будет идти работа вокруг будущей экономической концепции развития страны. Для научной экономической элиты наступает время строить планы на послевыборное будущее.
Однако внешний и внутренний фон для новой попытки осуществить структурные реформы будет гораздо хуже, чем тот, который был у правительства Касьянова. Наверняка не будет благоприятной нефтяной конъюнктуры, а все внутренние болезни экономики приобретут еще более закоренелый характер.
Точка отсчета, как считают аналитики, для новой попытки начать масштабные реформы - вторая половина 2004 года. Потом будет слишком поздно. На горизонте замаячат избирательные кампании 2007-2008 годов, когда элита встанет перед серьезной проблемой передачи власти преемнику. Да и сам Владимир Путин скорее всего не слишком заинтересован в том, чтобы уйти, так и оставшись президентом "несбывшихся надежд".
Впрочем, как считает источник "НГ" в правительстве, заставить элиту пойти на радикальные, но необходимые для страны реформы может только сильная встряска. Этой встряской может стать либо экономический кризис, либо отставка правительства.