Вчера заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Исаев на встрече с прессой объявил, что его ведомство собирается круто поменять подходы к планированию государственных инвестиций и федеральных целевых программ (ФЦП). Контроль за их эффективностью должен быть усилен. Это и понятно: буквальное исполнение всех принятых властью постановлений, поручений и распоряжений требовало выделения в бюджете-2003 более 270 млрд. руб. на капиталовложения. Между тем реально правительство нашло возможным выделить на эти цели только около 58 млрд. руб. Получается, что зафиксированная в различных официальных документах потребность в государственных капвложениях почти пятикратно превосходит возможности федерального бюджета.
В этих условиях Минэкономразвития поставило перед собой цель одернуть всех лоббистов, чтобы они и требовали и осваивали инвестиции более обдуманно. Скорее всего новые подходы будут реализованы при подготовке бюджета 2004 года.
До апреля Минэкономразвития разработает новые методики оценки эффективности капиталовложений. Все программы, не соответствующие новым критериям эффективности, будут закрыты. Предлагая новые проекты, ведомства будут обязаны в цифрах оценивать будущую пользу от них (что сейчас не делается).
Проблема, однако, в том, что сегодня закрыть даже неэффективный проект невозможно, не согласовав это с ведомством, которое заинтересовано в его продолжении. Минэкономразвития надеется принять новый порядок управления инвестициями, в соответствии с которым неэффективные программы будут закрывать "волевым решением", без согласований с лоббистами.
Еще с советского времени существует проблема долгостроя. Государство часто начинает какую-либо стройку, а затем не находит денег на ее продолжение. Сегодня в России есть несколько тысяч такого рода недостроенных объектов. Минэкономразвития собирается провести тотальную ревизию всех этих объектов и принять по каждому из них "финальное" решение - быстро достраивать либо продавать.
Сегодня федеральные целевые программы должны финансироваться как из федерального бюджета, так и из других источников. Ежегодно государство подводит итоги их выполнения и с грустью констатирует, что местные бюджеты и частный сектор в финансировании ФЦП участвуют в объемах, многократно меньших, чем запланировано. Чтобы этого не было, Минэкономразвития переведет контроль за реализацией ФЦП в ежеквартальный режим. Если регионы и бизнес не будут выделять денег на реализацию программ, то и федеральное финансирование тоже прекратится. А с 2004 года резервирование средств в федеральном бюджете будет производиться только при условии, что аналогичные решения уже приняты региональными властями и частными инвесторами.
Для улучшения управления инвестиционным процессом капиталовложения предлагается изъять из бюджетов отдельных ведомств и сосредоточить в специальном разделе федерального бюджета. При этом права заказчиков по части строящихся или реконструируемых объектов также должны перейти от соответствующих ведомств министерству Германа Грефа. Если это произойдет, то значение Минэкономразвития в российском госаппарате, и без того огромное, еще более возрастет, при этом экономическое ведомство можно будет вполне резонно называть "министерством капиталовложений".