В переговорах о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) назревает кульминационный момент, после которого наша страна может оказаться отброшенной на исходные позиции, а вступление в торговое сообщество отодвинется на многие годы. Об этом свидетельствует целый ряд заявлений, сделанных как представителями ВТО, так и российской стороной.
На этой неделе в Санкт-Петербург прибудет главный торговый представитель Евросоюза Паскаль Лами. Господин Лами еще не пересек границу, а лондонская The Financial Тimes устами неназванного чиновника ЕС уже возвестила, с какими намерениями он едет в Россию. "Если русские придут с плохими предложениями или вообще без них, Лами может ударить кулаком по столу, - заявил чиновник газете. - Что ж, давайте вернемся к этому года через два, скажет он, у нас есть чем заняться".
Примерно в том же духе, хотя и в более дипломатичных выражениях, высказался и официальный представитель США, оставшийся анонимным. Известно лишь, что он ведает вопросами торговли. Высокопоставленный чин заявил, что делегациям России и США не удалось достигнуть существенного прогресса на переговорах, прошедших на прошлой неделе в Москве. "Прогресс в переговорах по десятибалльной шкале я оценил бы в 2-3 балла", - отметил представитель США.
За что же двойка? Судя по мнениям наблюдателей, за неуступчивость. Скажем, российская сторона упрямо не соглашается отпустить внутренние цены на энергоносители до уровня мировых. По этому поводу главный торговый представитель ЕС Паскаль Лами, похоже, готов стучать по переговорному столу не только кулаком, но и ботинком. Ответственности за экономические последствия этого шага для всей российской экономики г-н Лами на себя брать не хочет. Как, впрочем, не обременяет себя какими-либо обязательствами и анонимный представитель США, требующий, чтобы Россия настежь открыла дверь для доступа на внутренний рынок иностранного банковского капитала. В каком положении окажется наша отечественная банковская система, его не волнует. Его главный аргумент: российский банковский сектор не в состоянии предоставить достаточную финансовую поддержку отечественному бизнесу, а иностранный капитал решил бы эту проблему.
Но подобных разногласий было немало и раньше, тем не менее вопрос о вступлении считался фактически решенным. После признания Америкой и Евросоюзом рыночного статуса России называлась даже дата вступления России в ВТО - сентябрь 2003 года (именно в это время в Мексике состоится очередная конференция торговой организации).
И вдруг все перевернулось на 180 градусов. На минувшей неделе заместитель главы МЭРТа, руководитель российской переговорной делегации Максим Медведков сделал сенсационное заявление о том, что никаких определенных сроков вступления России в ВТО уже нет. Наша делегация будет продолжать консультации до тех пор, пока европейцы и другие партнеры не пойдут на уступки, сколько бы времени для этого ни понадобилось. Что случилось?
Причин, по мнению наблюдателей, здесь несколько. Ужесточение позиции США по приему России в ВТО - это еще одна попытка Вашингтона заставить Москву изменить свое отношение к Багдаду. Что касается ЕС, то еврокомиссары хотят в переговорном процессе выжать из России максимум уступок и, похоже, уже перегнули палку. А российская переговорная делегация снимает ориентацию на конкретные даты вступления не без давления на нее таких крупных представителей российского бизнеса, как Алексей Мордашов, Олег Дерипаска, которые пришли к выводу, что требования стран - участниц ВТО к России необоснованно завышены и принимать их не только бессмысленно, но и крайне опасно.