Сегодня Минсельхоз должен внести в правительство предложения о введении специальных пошлин на ввоз в Россию импортного зерна урожая 2002 года. Если эти предложения будут одобрены и утверждены кабинетом министров, Россия с помощью спецпошлин закроет свои границы для доступа на внутренний зерновой рынок продукции извне. Предпринимаемая мера связана с предстоящим проведением в России интервенций, целью которых является стабилизация цен на зерно.
Есть ли нужда в ведении, если можно так выразиться, особого таможенного режима на период интервенций? Среди независимых экспертов нет единства в оценках предпринимаемого шага. "Я не верю в эффективность интервенций. В планируемом виде они вряд ли изменят ситуацию на рынке, - заявила корреспонденту "НГ" руководитель аналитического центра "Агропродовольственная политика" Института экономики переходного периода Евгения Серова. - Но коль все решения уже приняты, в сложившихся условиях повышение импортного тарифа просто обязательно". Такая мера, по словам Серовой, давно применяется Евросоюзом и показала очень высокую эффективность. В чем ее смысл? Если интервенции, на что надеется правительство, все-таки поднимут цену на внутреннем зерновом рынке, то есть опасность, что зерно, которое уйдет с рынка в виде госзакупок, тут же будет замещено импортом из Украины и Казахстана. Цены тут же упадут вниз до прежних отметок, и вся интервенционная процедура потеряет смысл. Поэтому страны ЕС на время интервенций закрывают границы высоким импортным тарифом.
Однако, как считает Евгения Серова, есть еще один весьма важный фактор этого процесса, который в ЕС учитывается, а в России о нем даже не вспоминают. "Давайте допустим условно, что в результате интервенций нам удалось поднять цену на зерно с девяноста до ста долларов за тонну, - говорит Евгения Серова. - За такую же цену российские экспортеры продавали зерно за границу. После интервенций экспорт становится для них невыгодным - они теряют по десять долларов маржи на каждой тонне. И зерно, которое раньше уходило на экспорт, идет на внутренний рынок, цены падают, а интервенционные процедуры теряют смысл".
Для того чтобы вновь не оказаться у разбитого корыта, как считает Евгения Серова, вместе с введением спецпошлин нужно осуществлять еще одну меру. А именно: средства, собранные за счет введения внутреннего импортного тарифа, направлять на субсидирование экспорта, чего правительство не делает.
Большинство операторов зернового рынка считают, что введение спецпошлин сыграет роль пятого колеса у телеги. "Опасения, что после повышения цен на российском внутреннем рынке к нам хлынет казахское и украинское зерно, вряд ли имеют основания", - сказал корреспонденту "НГ" директор департамента маркетинга ТД "Агрос" Николай Демьянов. Его аргументы в следующем.
Сейчас установился примерный паритет цен на зерновых рынках России, Казахстана и Украины. Даже если интервенционные закупки в России этот баланс нарушат на несколько процентов, российскому покупателю все равно будет невыгодно приобретать зерно за границей. "Мне придется платить десять процентов налога на добавленную стоимость, - аргументирует свои выводы Николай Демьянов. - И на этом я потеряю, а не выиграю".
Если же Минсельхоз опасается, что импортное зерно может попасть в интервенционный фонд, то и такие варианты, как считает Демьянов, маловероятны. Все зерно сертифицировано, и легко проверить его происхождение. "На такую аферу вряд ли кто отважится пойти, так как здесь дело пахнет уголовщиной и прокуратурой", - полагает наш собеседник.
Есть в России и так называемые импортозависимые регионы. Например, для нужд Дальнего Востока, несмотря на переизбыток отечественного зерна, оно по-прежнему импортируется из Австралии и Канады. По данным министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, в 2002 году в дальневосточные регионы поступит около 5 млн. тонн импортного зерна. Это экономически целесообразный импорт, так как транспортировка таких объемов отечественной продукции делает ее дороже зарубежной. Если ввести спецпошлины, то Дальний Восток окажется в проигрыше - цены на импортируемое зерно сразу повысятся. "Если правительство все-таки решит ввести пошлины, то необходимо исключить из зоны их действия импортозависимые регионы России, а также транзитные поставки из Казахстана", - считает Николай Демьянов.