0
732
Газета Экономика Интернет-версия

18.10.2002 00:00:00

Бюджетных споров больше не будет

Тэги: дума, бюджет, жуков


дума, бюджет, жуков

- Александр Дмитриевич, почему возглавляемый вами комитет по бюджету и налогам предложил лишь незначительные поправки к проекту бюджета-2003?

- Проект бюджета-2003 имеет довольно серьезные особенности по сравнению с предыдущими. Дело в том, что правительство постаралось на этапе так называемого нулевого чтения согласовать его параметры с представителями центристских фракций. По сути, бюджет претерпел достаточно существенные изменения уже на этой стадии. Большая часть требований депутатов была тогда учтена: добавлены средства на финансовую помощь регионам, на инвестиционную программу, на сельское хозяйство, частично на образование. Достигнутый на предварительной стадии договор между правительством и большинством в Думе предполагал, что депутаты не будут привносить в бюджет серьезных изменений.

- Означает ли это, что благодаря "нулевому чтению" главный финансовый документ страны стал более качественным?

- Вторая причина, по которой мы не вносили большое количество поправок, как раз и заключается в том, что бюджет-2003 основан на значительно более реалистичных прогнозах макроэкономических показателей, чем в предыдущие годы. Например, правительство всегда старалось занизить объем ВВП. Потом этот показатель превышал прогнозы, и это давало дополнительные доходы.

- Правительство научилось лучше считать или просто стало честнее?

- Правительство само переосмыслило свои подходы, они стали более прагматичными. Кроме того, существует объективная необходимость выстраивания более жестких прогнозов - это платежи по внешнему долгу. Всегда были большие споры относительно показателя инфляции. Но предусмотренные в этом проекте 10-12% при достаточно напряженной работе представляются вполне разумными и достижимыми.

- Министр финансов Алексей Кудрин сравнил исполнение бюджета в следующем году с переходом Суворова через Альпы. Вы разделяете его оптимизм или все-таки существуют риски в ходе исполнения главного финансового документа страны?

- Рисков довольно много. Часть из них связана с тем, что мы по-прежнему серьезно зависим от мировой конъюнктуры. Цены на нефть, газ, металлы - для нас очень важные параметры, исходя из которых рассчитываются доходы бюджета. И риски, связанные с возможным падением цен на нефть, существуют.

Кроме того, введение нового налогового законодательства - тоже всегда риск. Мы не знаем, насколько хорошо по новой формуле будут собираться акцизы на бензин. Нет полной ясности и в том, сколько денег поступит от продажи "ЛУКОЙЛа", "Славнефти" и так далее.

- Возможные потери бюджета могут быть чем-то восполнены?

- Если по каким-то причинам - будь то ухудшение мировой конъюнктуры или внутренние факторы - мы не будем набирать достаточно доходов, тогда правительству разрешено заимствовать дополнительно 2 миллиарда долларов на внешних рынках.

- Многие критикуют бюджет за то, что он не способствует развитию экономики страны. Как вы относитесь к подобным утверждениям?

- Отчасти они справедливы. Но дело в том, что главная особенность 2003 года - большие платежи по внешнему долгу и необходимость выполнения социальных обязательств. Повышено денежное довольствие военнослужащим, с октября следующего года на 33% будет увеличена заработная плата бюджетникам. Если эти решения приняты, они обязательно должны быть предусмотрены в государственных расходах. Но в то же время необходимость сохранять бездефицитный бюджет и платить по долгу ограничила возможности финансирования статей, связанных с реальным сектором экономики - промышленности, транспорта, дорожного строительства, сельского хозяйства.

- Вы считаете, что это оправданно?

- Здесь может быть два подхода. Если мы рассматриваем бюджет в качестве основного источника инвестиций и считаем, что государство должно само вкладывать деньги в инвестиционные проекты, то с этой точки зрения бюджет-2003 не является бюджетом развития. Правительство придерживается другого подхода: сам бизнес лучше определяет, куда вкладывать деньги. Бюджет лишь должен обеспечить такие макроэкономические условия, при которых эти деньги быстрей будут вкладываться в экономику.

- Возникнут ли в этом году у регионов проблемы, связанные со своевременными выплатами заработных плат бюджетникам?

- В отличие от бюджета 2002 года в разделе "Финансовая помощь регионам" не предусмотрены прямые дотации и компенсации для расходов на зарплаты бюджетникам. Территории будут платить их за счет собственных средств. Здесь и может возникнуть очень серьезная проблема во многих субъектах Федерации: им придется еще большую долю своих бюджетов тратить на заработную плату.

- И вы, понимая, что регионы не смогут выполнить свои обязательства по заработной плате учителям и врачам, собираетесь одобрить такой проект бюджета?

- Какие-то регионы смогут, но со значительно большим трудом. Нельзя сказать, что эта проблем никого не волновала. Поэтому финансовая помощь регионам была увеличена на этапе "нулевого чтения". Сейчас предлагается направить еще 2 миллиарда на эти цели. Активно обсуждался и вопрос лишения ряда регионов поступлений от акциза на табак. Но можно согласиться с правительством в том, что пропорция распределения налоговых доходов между регионами и Центром впервые за последние годы сдвинулась немного в пользу территорий. Я всегда был противником того, чтобы идти по пути большой концентрации средств в федеральном бюджете. Но правительство хочет иметь какой-то механизм давления на регионы, чтобы они сокращали свои нерациональные расходы. И только в крайнем случае региону должна быть оказана помощь из федерального бюджета. Правительство в данном случае оставляет себе свободные руки. Вопрос о пролонгации бюджетных ссуд и выдаче или невыдаче новых - это очень сильный элемент давления на регионы, сильный политический и экономический рычаг.

v- Если к проекту бюджета имеются такие принципиальные замечания, значит, механизм "нулевого чтения" себя не оправдал...

- Есть разные подходы к бюджетной процедуре. В парламентских республиках существенно более простая процедура принятия бюджета. Там правительство формируется на базе парламентского большинства и, как правило, проект бюджета претерпевает лишь несущественные изменения или их вообще не бывает - согласования проходят внутри правящей коалиции. В ходе работы нашего парламента двух предыдущих созывов, когда большинство имела оппозиция, при рассмотрении бюджета приходилось балансировать интересы. И это давало печальные результаты до 1998 года, когда правительство вносило бюджет с дефицитом, а здесь он вырастал еще больше.

Сейчас в Думе образовалось устойчивое большинство, которое поддерживает правительство, и соответственно изменился и бюджетный процесс. Появилась некая промежуточная процедура между его утверждением в правительстве и внесением в Думу.

- А вам не кажется, что такая процедура вообще ставит под сомнение работу парламента? Ведь получается, что бюджет обсуждается кулуарно, а затем чисто технически утверждается Думой.

- Не совсем так. Хотя и существует проправительственное большинство, оно состоит из депутатов, которые имеют разные политические и экономические взгляды.

- Возглавляемый вами комитет очень часто жестко оппонировал правительству и убеждал его в правильности своих подходов. Вам не обидно, что комитет по бюджету и налогам фактически утрачивает свой статус?

- Если в дальнейшем в Думе будут 300 человек, поддерживающих правительство, может быть, отпадет необходимость существования бюджетного комитета как такового. Он будет заниматься налогами. А решение по одобрению бюджета будет приниматься политическое. Но в предыдущих составах парламента комитет проводил политику максимального сдерживания Думы, чтобы не допустить непомерного раздувания расходов. Хотя когда просчеты допускало правительство, я считаю, мы также очень успешно со своими функциями справлялись.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
620
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2345
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1554
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1183

Другие новости