Министру по налогам и сборам Геннадию Букаеву предстоит вывести поступления в казну на должный уровень.
Недобор налогов в России стал безнадежно хроническим, а их сборщики фактически расписались в своем бессилии. Это лишний раз подтверждают сентябрьские итоги работы Министерства по налогам и сборам, опубликованные вчера. В сентябре в бюджет поступило 125,7 млрд. руб. вместо предусмотренных плановым заданием 129 млрд. Задача, поставленная правительством, выполнена на 97,5%. Не выполнены также задания в августе, июне, мае, апреле, феврале. Впрочем, легче назвать месяцы, когда сбор налогов в этом году выходил на уровень плановых показателей. Такая удача улыбнулась налоговикам лишь в январе, июле и марте. Добавим, что сборщики налогов не могут справиться даже с урезанным заданием - в первом квартале текущего года оно было скорректировано в сторону уменьшения на 8 млрд. руб. Тенденция обозначилась с полной очевидностью.
Такая ситуация выглядит более чем странно на фоне показателей 2001 года, когда то же самое министерство ежемесячно рапортовало о перевыполнении бюджетных предписаний. Что такое стряслось в стране, в результате чего нависает угроза над бюджетом? Налоговики кивают на "неблагоприятные тенденции" в экономике, которые якобы привели к сужению налогооблагаемой базы. Однако никаких потрясений в нынешнем году российская экономика не переживала. Более того, сами производственники оценивают этот год в целом как благоприятный. О том же свидетельствуют и многие макроэкономические показатели. Скажем, рост ВВП в нынешнем году составит не 3,6%, как предполагалось, а 4%. Есть некоторые положительные сдвиги - пусть и не такие, как хотелось бы, - в промышленности, особенно в нефтяной, металлургической, нефтехимической отраслях. По данным Госкомстата, снизилась инфляция - за девять месяцев нынешнего года она составила 10,3% против 13,9% за тот же период 2001 года. Если же говорить о мировых ценах на нефть, то в том же 2001 году российские нефтяники могли только мечтать о столь благоприятной конъюнктуре, что сложилась нынче.
Можно с полной уверенностью утверждать, что ситуация в экономике по крайней мере не ухудшилась. Скорее улучшилась. И население - этот самый законопослушный налогоплательщик - тоже не стало платить меньше. Даже если бы это и случилось, его доля в общих сборах не столь велика, чтобы привести к провалу бюджетных заданий. Главными поставщиками налоговых средств в России были и остаются крупные сырьевые корпорации, в первую очередь работающие в нефтяной, газовой отраслях, металлургии. И хотя они продолжают вносить свою лепту в бюджет, у государства уже возникли кое-какие подозрения. Недавняя встреча президента Владимира Путина с директором Федеральной службы налоговой полиции Михаилом Фрадковым - очень симптоматичное в этом плане событие. Речь как раз и шла о том, как взять в ежовые рукавицы, в том числе и путем "совершенствования законодательства", главного налогоплательщика - крупные вертикально интегрированные компании. Уже в ближайшее время можно ожидать со стороны государства серьезных наездов на российские олигархические структуры с целью выбивания дополнительных поступлений.
Прецеденты есть. Наиболее показательный пример - скандальные июньские схватки вокруг законопроекта о недрах, в который госчиновники попытались заложить механизм дополнительной "стрижки" (в виде ренты) прибылей добывающих компаний, чем вызвали резкое неприятие олигархов. Надо ожидать, что впереди будет еще немало попыток ужесточить правовую базу с тем, чтобы увеличить налоговую нагрузку на вертикально интегрированные компании.
По сути, можно констатировать, что противостояние власти и олигархов продолжается, хоть и в скрытой форме. Власть смогла лишить ведущих бизнесменов страны политического влияния. Но постоянные недопоступления налогов в бюджет - это своего рода компенсация, выданная олигархами самим себе за потерю политического веса. Никаких экономических факторов, объясняющих постоянные срывы сбора налогов, нет. Это продолжение политической борьбы между олигархами и властью, которая ведется теперь экономическими средствами.
Власть прекрасно понимает проблему, поэтому изыскиваются и, видимо, будут найдены способы прижать сырьевых и металлургических магнатов. Год идет к концу, и невыполнение плана по налогам будет смотреться как совершенно неоправданное на фоне вполне приличных макроэкономических показателей.