Американо-российский энергетический саммит в Хьюстоне завершил свою работу. Впервые в истории экономического сотрудничества двух держав замаячили весьма масштабные перспективы, имеющие ключевое значение для развития российской нефтяной отрасли. Но ни принятое совместное заявление, ни предложенные к обсуждению проекты, ни обещанные американской стороной инвестиции (по заявлению министра торговли США Дональда Эванса, Америка могла бы ежегодно вкладывать в российский энергетический сектор до 18 млрд. долл.) еще не дают гарантий, что США станут стратегическим партнером России в торговле энергоносителями - слишком много разногласий и взаимных претензий друг к другу скопилось у обеих сторон.
В первую очередь сближение тормозят разногласия политические. В обмен на расширение доступа российской нефти на американские рынки Вашингтон откровенно требует от Москвы кардинального изменения позиции по Ираку. Такой торг Россию не устраивает. Формула "нефтедоллары в обмен на политическую лояльность" для Кремля на данный момент вряд ли приемлема, что может отодвинуть на неопределенную перспективу все намечаемые планы. Кстати, глава Минэнерго РФ Игорь Юсуфов в Хьюстоне заявил, что Россия продолжит сотрудничество с Ираком, но исключительно в рамках международных норм и правил.
Далее. В США хоть и заявляют, что российская нефть рассматривается как альтернатива ближневосточной, на самом деле выбор у Америки гораздо более широкий и диверсифицировать поставки она может и без российских энергоносителей. Есть и чисто экономические показатели, которые работают не в пользу российской нефтяной отрасли. Скажем, нефтедобыча в России более затратна, чем во многих других регионах мира. Характерная деталь. Американская газета Wall Street Journal уже высказала сомнения по поводу успешности американо-российских проектов в энергетической сфере. Такой вывод она делает, ссылаясь на заявления исполнительных директоров компаний ConocoPhillips и ChevronTexaco. Напомним, что вторая из них уже работает в России, осуществляя ряд проектов на шельфе Сахалина. Представители упомянутых компаний обратили внимание на два момента, которые мешают расширению сотрудничества. Первый - неразбериха, постоянные изменения в налоговом законодательстве. Второй момент - доставка нефти в Америку. Через Босфор и Дарданеллы большие нефтетанкеры пройти не могут. А глубоководных портов, позволяющих вести успешную транспортировку нефти, в России нет.
В самой России тоже кипят послесаммитовские страсти. Так, в парламенте никак не придут к единому мнению относительно предложений со стороны США. Например, вице-спикер Владимир Жириновский считает идеальным вариант создания энергетических резервов и перехода на поставку российской нефти в больших объемах на рынки США. Россия от этого, по словам Жириновского, только выиграет. Что касается цен, то с Америкой можно договориться. Вот депутат Госдумы Евгений Ищенко считает, что "выгоды от увеличения экспорта российской нефти в США пока призрачны, а потери - весьма вероятны". По его мнению, стратегия США в отношении сырьевых стран заключается в том, чтобы создать между ними конкуренцию и максимально понизить цены на их продукцию". В результате Россия может потерять миллиарды доларов.
Так что перспектива все еще туманна. Впрочем, мало кто ожидал, что в Хьюстоне удастся расставить все точки над "i".