0
1227
Газета Экономика Интернет-версия

02.10.2002 00:00:00

Процесс электроснабжения - это не политический механизм

Тэги: энергетика, реформа, вихарев


- Андрей Анатольевич, предполагается, что на осенней сессии Государственной Думы будет рассмотрен пакет законопроектов, касающихся реструктуризации энергосистемы страны. Судя по всему, Совет Федерации относится к этой реформе неоднозначно. В частности, высказывается мнение, что с реструктуризацией РАО "ЕЭС" уже опоздали...

- Не опоздали. Электроэнергетическая отрасль страны нуждается в инвестициях. Уже подсчитано, что в течение трех лет необходимо вложить в развитие электроэнергетики 18 миллиардов рублей. Это почти 2 процента ВВП, или 20 процентов всех инвестиций в экономику страны. Таким образом, для поддержания отрасли необходимо сконцентрировать одну пятую часть всех инвестиций. И тут вопрос очень простой: либо забирать эти средства у соседних отраслей, либо искать внутренние резервы. Реформа направлена прежде всего на поиск эффективных механизмов для привлечения средств развития отрасли. По крайней мере в ее первоначальном варианте закладывалась именно такая цель.

- Какие основные изменения произойдут в рамках реформы в ближайшее время?

- Правительство подготовило пакет из пяти документов, в который входят проекты законов "Об электроэнергетике", "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике", а также предложения о внесении изменений в Гражданский кодекс, в законы "Об электросбережении", "О естественных монополиях". Первый закон должен вступить в силу уже в этом году. Он предусматривает создание не позднее 31 марта 2004 года двух основных структур новой энергетической системы: Федеральной сетевой компании и системного оператора Единой энергетической системы России. Под началом ФСК предполагается создать единую национальную сеть, которая объединит сетевое хозяйство на данный момент принадлежащие разным компаниям и осуществит функции контроля и управления, определит условия, на которых собственник будет оказывать услуги по передачи электроэнергии. Функции второй структуры - оперативно-диспетчерское управление и оказание услуг по координации энергопотоков на договорной основе. Таким образом, в ходе реформы постепенно будут выделяться в независимые компании сами энергосети, генерация, то есть производство энергии, ее сбыт и диспетчерское управление.

- Как будут распределяться взаимоотношения между новыми структурами?

- Прообразом российской реформы послужил опыт Великобритании. Реформа построена на механизме единого "пула". Производители и потребители электроэнергии действуют на оптовом рынке, который находится под контролем единого диспетчера, определяющего поставщика для каждого потребителя. Свободная конкуренция должна оптимизировать загрузку мощностей, за счет чего ожидается снижение затрат на электроэнергию. Будут сформированы региональные рынки, что позволит перекачивать энергию из регионов с низкой ценой в регионы с более высокой ценой и таким образом сглаживать ценовые различия.

- Как такие изменения отразятся на социальной сфере в целом?

- Вопрос достаточно сложный. Естественно, что главная проблема, с которой мы можем здесь столкнуться, - необоснованный рост цен на электроэнергию. В основном критики и противники реформы апеллируют именно к этой проблеме. И здесь есть чего опасаться, поскольку инвестиционное бремя ложится на плечи простого потребителя, то есть на нас с вами. Поэтому главные вопросы реформы: насколько возрастут тарифы на электроэнергию, как будут происходить отключения за неуплату и сможет ли власть на местах контролировать процесс электроснабжения. Поскольку электроэнергия - это не просто товар, который может подвергаться различным рыночным перипетиям, а прежде всего социальное благо, то вопрос гарантий правильного и беспрерывного распределения электроэнергией требует тщательной законодательной проработки. Это гарантия социальной стабильности. Если законодатели не смогут выработать эффективных схем взаимодействия в новых условиях, то при первой неудаче нас могут ждать весьма пагубные социальные последствия: скачок инфляции, дальнейшее падение уровня жизни, разорение промышленных предприятий.

- Какие главные недостатки реформы обозначают противники проекта?

- Это прежде всего процесс тарифообразования, а также вопрос реорганизации розничных рынков и антимонопольные гарантии. Поскольку основные инвестиции в отрасль предполагается привлекать за счет повышения тарифов, то взаимоотношения на рынке определены таким образом, что покупатель не может отказаться закупать электроэнергию по предложенной цене. Механизм прост: оптовый покупатель получает заявленное количество энергии, и после этого купленный объем разбивается на две части - закупки на регулируемом и свободном рынках. На первом этапе доля свободных продаж запланирована в объеме 5-15 процентов. Следовательно, даже неэффективные производители получат возможность сбывать электроэнергию на регулируемом сегменте рынка.

При этом процесс ценообразования на нерегулируемом рынке будет происходить путем определения некой "равновесной" цены, которая устанавливается на уровне цен производства. При значительном разбросе стоимостных характеристик действующих электростанций "равновесные" цены на 30-40 процентов превысят величину средневзвешенной цены. Резкое ослабление контроля со стороны государства за установлением индивидуальных расчетных цен электростанций может привести к скачку цен на эти же 30-40 процентов. Здесь также можно упомянуть еще одну причину возможного роста цен - сильную изношенность производственных фондов. По оценкам экспертов, тарифы могут возрасти в 3 раза и более.

Реорганизация розничных рынков приводит к разрушению вертикальной интеграции процессов энергоснабжения. Разделение в процессе реструктуризации генерирующих мощностей и сбытовых компаний резко уменьшает надежность энергоснабжения регионов за счет ослабления роли федеральной и региональной энергетической комиссии в регулировании ценообразования на потребительском рынке. Естественно, рост тарифов упирается в проблему неуплат и отключения электроэнергии.

- Предусмотрены ли в проекте реформ механизмы гарантий от подобных негативных факторов?

- Предусмотрены. Закон регулирует введение гарантирующих поставщиков, которые обязаны сбалансировать поставки электроэнергии на розничных рынках и повысить надежности электроснабжении. Проект закона определяет, что цены на электроэнергию, поставляемую потребителям электросбытовыми организациями, являются свободными и складываются под воздействием спроса и предложения. Но государственное регулирование в этом вопросе будет уходить постепенно, по мере становления новой системы взаимодействия. Авторы законопроекта подсчитали, что в случае отказа от реформ с учетом возрастающих потребностей в инвестициях и отсутствия стимула для прекращения наращивания инерционных издержек рост тарифов к 2004 году может дойти до 3-3,4 цента за киловатт/час. И это с учетом государственного регулирования ценообразования. В то время как рост тарифов после либерализации к 2005 году увеличит цену до 2,6-2,8 цента. В общей сложности в результате введения закона "Об электроэнергетике" издержки в отрасли могут сократиться на 60 миллиардов рублей.

- Как отразится данный законопроект на бюджете регионов?

- Рост тарифов, безусловно, означает дополнительные расходы для бюджета любой отрасли, поскольку это связано с дополнительными расходами по статье бюджетных энергопотребителей. Но в то же время бюджет может получить и дополнительные доходы в виде налога на прибыль с РАО "ЕЭС".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
513
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2235
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1468
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1094

Другие новости