Вчера заместитель министра финансов Сергей Колотухин заявил, что в конце сентября Россия обменяет 1,1 млрд. долл. из задолженности бывшего СССР на еврооблигации. Фактически это означает, что за несколько месяцев Минфину так и не удалось понять, сколько же должны миру советские внешнеторговые организации. Выверена была только часть всей суммы. И эта проблема касается не только коммерческой задолженности - общий объем советского долга пока остается загадкой.
В 2000 году схема обмена долгов на еврооблигации была использована при расчете с Лондонским клубом кредиторов. Ее суть состоит примерно в следующем. На сумму задолженности, пониженной на определенный процент, выпускаются еврооблигации с погашением по основному долгу в 2030-м, а по процентам - в 2010 году. В ситуации с Лондонским клубом дисконт (процент снижения) составлял 36,5% для основной суммы долга и 33% - для просроченной. В результате коммерческий долг стал суверенным. По словам Колотухина, подобная схема будет использована и при обмене советской коммерческой задолженности. По мнению аналитика по внешним долгам ИК "Тройка-Диалог" Александра Кудрина, эта схема выгодна для России, поскольку, несмотря на выплачиваемые по еврооблигациям проценты, сумма долга все равно снижается. О возможности уменьшения суммы долговых выплат на 400 млн. долл. в результате проведенной операции говорили ранее и чиновники Минфина. Что же касается кредиторов, то, как считает аналити Brunswick UBS Warburg Денис Родионов, еще никто не ставил под вопрос параметры схемы, использованной при расчетах с Лондонским клубом.
Напомним, что в главном финансовом ведомстве заговорили об обмене коммерческой задолженности бывшего СССР еще в прошлом году. В последних числах 2001-го было принято правительственное постановление, устанавливающее порядок этого обмена. Колотухин объявил, что он будет проведен в апреле. Однако затем дата была перенесена. Чиновники столкнулись с серьезной проблемой - документы, подтверждающие объем долга кредитору, можно было найти далеко не во всех случаях. А расхождения в оценках были довольно существенными. Если Минфин первоначально оценивал объем коммерческой задолженности в 6 млрд. долл. (2 млрд. долл. основного долга и около 4 млрд. долл. - проценты), то Счетная палата подтвердила соответственно только 1,3 млрд. долл. и 400 млн. долл.
Действительный объем задолженности бывшего СССР в целом на данный момент известен очень приблизительно. Так, СП в ходе одной из своих последних проверок не смогла подтвердить обоснованность формирования долга бывшего СССР перед странами - членами Парижского клуба кредиторов. "Данные о задолженности РФ в разбивке по странам и видам задолженности до 1996 года во Внешэкономбанке и Минфине России отсутствуют", - говорилось в официальном сообщении Счетной палаты. По данным СП, проведенные с 1993 года 5 реструктуризаций задолженности России по долговым обязательствам бывшего СССР отнесли сроки расплаты перед Парижским клубом аж до 2020 года. При этом общая сумма долга в результате увеличения процентных платежей по нему возросла почти на 6 млрд. долл.