Несмотря на то что военная операция Соединенных Штатов - дело практически решенное, судным днем для мирового рынка углеводородного сырья можно с уверенностью назвать 19 сентября. Именно в этот день Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) должна принять важное решение, от которого в целом будет зависеть судьба всего рынка: увеличивать картелю свои квоты на добычу и экспорт топлива или оставить все как есть.
Задачка для руководства организации - одного из крупнейших поставщиков сырья - нелегкая. Во-первых, внутри ОПЕК нет абсолютного единства по данному вопросу, а как известно, все решения в картеле принимаются исключительно единодушно. Сейчас члены организации разошлись по разные стороны баррикад: Венесуэла, Кувейт и Иран считают, что действующие квоты необходимо сохранить без изменений и на четвертый квартал, а Саудовская Аравия и Нигерия под непрекращающимся давлением Соединенных Штатов настаивают на повышении экспорта производимого сырья, причем в первую очередь эти страны интересуют собственные объемы поставок.
Но только этой проблемой причины головной боли для членов картеля не ограничиваются. По сути, судьбоносное решение придется принимать наобум - вряд ли боевые действия в Персидском заливе начнутся до 19 сентября. Тем более с момента первых ударов по Ираку и до ожидаемого многими аналитиками роста цен на топливо должно пройти некоторое время. Дилемма ОПЕК заключается в том, что пока есть только признаки готовящейся операции США на Ближнем Востоке и никто из высших руководителей главного мирового борца с терроризмом не решается назвать хотя бы приблизительные сроки вторжения в Ирак. А это, в свою очередь, нагнетает напряжение на нефтяном рынке.
Вообще длительные сборы перед покорением неподконтрольного Багдада стали напоминать фарс, направленный на то, чтобы запугать Саддама Хусейна, а заодно и повернуть ситуацию на топливном рынке в благоприятную для Америки сторону. Кстати, можно сказать, что первый пункт выполнить уже удалось. В то же время пока никак не получается совладать с неуступчивыми нефтедобывающими странами.
Между тем близость российского сырья вряд ли в полной мере устраивает администрацию США. Куда проще получать качественную дешевую нефть с Ближнего Востока. Если благодаря такой игре на нервах, которую сейчас ведут Штаты, им все-таки удастся добиться хотя бы каких-то благ на нефтяном рынке Ближнего Востока, то вопрос о военной кампании против Ирака может отпасть сам собой. Как говорится, лучше синица в руках, чем журавль в небе. Итогами бомбардировок Багдада станут только лишь испортившиеся отношения с остальными нефтеносными странами региона, и тогда США ничего не останется, кроме как продолжить свой "крестовый поход" во имя овладения мировым нефтяным рынком.
Здесь сразу же напрашивается вопрос: насколько изменятся планы администрации Буша, если у ОПЕК в итоге сдадут нервы и картель повысит свои квоты? Все-таки объем вопроса немалый - 1,5 млн. баррелей топлива в день. Отказываться от того, к чему США так долго взывали чиновников организации, даже ради господствующей в стране идеи борьбы с международным терроризмом, - было бы глупо. Тем более что маленькая победа над ОПЕК выглядит намного реальнее, чем сомнительные планы свержения Саддама Хусейна. И то, что сейчас постоянное нагнетание ситуации вокруг военной операции держит цены на сырье выше отметки в 28 долл. за баррель, во многом на руку администрации Соединенных Штатов, так как чиновники картеля уже не раз заявляли о готовности увеличить нефтедобычу, если стоимость их топлива закрепится около верхней границы приемлемого коридора.