Вчера президент России Владимир Путин сделал несколько резких заявлений, касающихся ситуации с выплатами зарплат работникам бюджетной сферы. Глава государства отметил, что власти регионов и правительство не справляются в полном объеме с выполнением решения о повышении зарплаты учителям. Как заявил президент, в этом году зарплата учителям была повышена почти в 2 раза и "нужно добиться, чтобы везде, повсеместно, эти деньги были выплачены". Оказывается, что Путин "откровенно говоря, и думал, что ни регионы, ни правительство в полном объеме с этим не справятся". Однако президент подчеркнул, что принял решение о повышении зарплаты учителям "специально, чтобы заставить всех шевелиться". Пытаясь несколько сгладить остроту ситуации, ответственная за социальный блок вице-премьер правительства Валентина Матвиенко заметила, что в абсолютном большинстве субъектов задолженности по зарплатам учителям вообще нет.
Выполнить недавнее распоряжение президента территориям помогли 1,8 млрд. рублей помощи из федерального бюджета. Всего же с начала года из центральной казны в виде ссуд, трансфертов и начислений по единой тарифной сетке в регионы на выплату зарплат бюджетникам было перечислено около 114 млрд. руб. Однако изменить ситуацию коренным образом эти средства все равно не смогли: задолженность продолжает увеличиваться. Последние данные Минфина показывают, что долги территорий бюджетникам на 1 сентября составляют около 1,5 млрд. руб. Ведомство Кудрина винит во всем регионы - сохраняющиеся проблемы с выплатой заработной платы объясняются тем, что ряд регионов не "оздоравливают" свои финансы. Губернаторы виноваты и в том, что слишком переоценили свои силы и добавили своим бюджетникам денег сверх федеральной нормы. Еще одна причина, по которой люди не получают денег, - неэффективное использование территориями своих средств. "Непорядок, - считают в ведомстве Алексея Кудрина, - что на выплату зарплат направляется менее 40% доходов местных бюджетов".
Проблема между тем лежит намного глубже. Вина за отсутствие средств к существованию для без того небогато живущих бюджетников лежит не только на регионах, но и на федеральном Центре. Существующая практика предполагает, что он может принимать законы, декларирующие повсеместное повышение зарплат, но при этом не обязан выделять дополнительные средства регионам на их выплату. "Единая тарифная сетка - это так называемый нефинансируемый мандат, когда Центр принимает решение, не признавая того, что он должен его целевым образом финансировать", - объясняет ситуацию руководитель Центра фискальной политики и член президентской комиссии по реформированию межбюджетных отношений Галина Курляндская.
В бюджетном послании президент строго-настрого наказал правительству отказаться от нефинансируемых мандатов. Но, как считает Курляндская, до выборов кабинет министров вряд ли сможет отменить единую тарифную сетку и перейти к отраслевым системам оплаты труда. Зато опыт этого года, когда регионы были вынуждены лезть из кожи вон, чтобы выполнить взятое Центром обязательство за все ветви власти сразу, будет использоваться и в 2003-м. А внимательно ознакомившиеся с проектом главного финансового документа страны на будущий год депутаты пришли к выводу, что нынешняя ситуация с выплатами заработной платы работникам бюджетной сферы имеет все шансы повториться вновь. С той лишь разницей, что социальные проблемы в связи с президентскими и парламентскими выборами могут получить громкий политический резонанс и породить эффект несбывшихся социальных ожиданий.
Как рассказал "НГ" зампред думского комитета по бюджету и налогам Ашот Егиазарян, объем средств в федеральном фонде финансовой поддержки субъектов будет проиндексирован по сравнению с этим годом на 16-17%, что очень близко к показателю уровня инфляции, который будет фактически получен по итогам года. Еще хуже ситуация с объемом финансовой помощи бюджетам других уровней: увеличение составит всего 7%. Заметим, что помимо индексации роста инфляции заработная плата работникам бюджетной сферы, как пообещало правительство, должна увеличиться к концу 2003 года на 33%. При этом, как подчеркивают депутаты, объем доходной базы регионов не увеличится. По мнению зампреда бюджетного комитета Михаила Задорнова, все, что регионы получат в следующем году, - это неполная компенсация оборотного налога. Простое сопоставление всех этих фактов заставляет сделать вывод о том, что Центр снова заставил субъекты взять на себя обязательства, выполнить которые они просто не в состоянии. Москва вновь будет давать регионам ссуды, которые они и так не могут отдать в этом году. "Не проще ли их сразу заложить в бюджет, - задает риторический вопрос депутат, - это было бы честнее".
Однако "вышестоящим чиновникам очень нравится, когда регионы ходят к ним плакаться, прося очередную порцию финансовой помощи, - говорит Галина Курляндская. - Фактически получается, что они держат территории на ниточке". По мнению эксперта, жесткая зависимость регионов от финансовой помощи из Центра дает последнему возможность управлять ими по своему усмотрению и диктовать свою волю. "Нефинансируемый мандат - это очень негативная практика", - уверена Курляндская.