Стратегические игры на российском телекоммуникационном рынке в последние годы стали приобретать все более сложный характер. Уже прошло то время, когда два крупнейших сотовых оператора России "БиЛайн" и МТС вели бесконечные тарифные войны за каждого нового абонента на московском рынке. Да и в целом уровень обеих компаний сильно вырос. Если раньше практически все знаменательные события в жизни операторов отмечались на широкую ногу, то теперь от этого отказались. Сейчас обе сети ограничиваются всего лишь распространением пресс-релизов на ту или иную тему.
Между тем такое поведение лидеров российского сотового рынка, по мнению ряда экспертов, говорит о том, что компании всецело сконцентрировались на дальнейшей борьбе друг с другом. Но теперь их конфронтация выходит в регионы. На московском рынке рассчитывать на огромный поток клиентов, как это было раньше, уже не приходится. Поэтому в столице компании всего лишь доводят "до ума" свои местные сети. Так, "ВымпелКом", которой принадлежит марка "БиЛайн", в последние месяцы занялась серьезным освоением московского метрополитена, постепенно охватывая все новые станции подземки.
Однако аналитики не совсем согласны с тем, что столичный рынок полностью насыщен. Судя по объемам продаж сотовых операторов в этом регионе, который находится на уровне 200 тыс. контрактов в месяц, предел насыщения оказался несколько выше, чем это предполагалось. В итоге "ВымпелКому" удалось за прошедший год удержать лидерство по Москве. На конец августа доля компании составляла 53%. Между тем МТС явно не устраивает такое развитие событий, поэтому оператор вкладывает огромные деньги в рекламный бюджет. Правда, пока такие меры не помогли сотовику приблизиться к извечному конкуренту.
В то же время по настоящему серьезные деньги компании начинают вкладывать в свои региональные сети, причем подход у операторов к освоению всей России кардинально противоположный. "ВымпелКом" проводит экспансию абсолютно самостоятельно, строя с нуля собственные сети в регионах. МТС идет более легким путем, просто скупая региональных операторов и переводя их под свою марку. Таким образом, с каждым новым приобретением к абонентской базе оператора прибавляется по несколько сотен тысяч клиентов. Благодаря такой политике МТС занимает на сотовом рынке первое место по России.
Но тут компании сталкиваются с рядом проблем. В первую очередь эксперты отмечают необходимость крупных капиталовложений для проведения такой экспансии, а значит, надо искать инвестиции на стороне. Вот тут злую шутку с российскими сотовиками могут сыграть последние проблемы телекоммуникационной отрасли во всем мире. Сейчас инвесторы боятся вкладывать деньги в этот сектор, который стал одним из участников обвала фондовых рынков. В этой ситуации шансы МТС на дальнейшее развитие региональных сетей, по мнению аналитиков, выглядят несколько предпочтительнее. Ее собственные инвестиции и доходы вполне позволяют скупать региональные активы и развивать свою сеть без привлечения дополнительных средств на стороне.