После того как премьер-министр Михаил Касьянов сделал заявление о возможном переходе на беспрофицитный бюджет, остальные чиновники, кто так или иначе причастен к созданию главного финансового документа страны и наполнению государственной казны, похоже, решили выждать небольшую паузу, чтобы осмыслить суть сказанного главой правительства. Во всяком случае, никаких концептуальных и развернутых комментариев по этому поводу из министерств и ведомств не поступало.
Вчера "обет молчания" нарушил заместитель председателя Центрального банка Олег Вьюгин. Зампред ЦБ заявил, что если брать во внимание высокую зависимость нашей экономики от мировых цен на сырье и, в частности, на нефть, то, по его мнению, дальнейший рост государственных расходов может сделать экономику страны слишком уязвимой со стороны колебаний на мировых рынках. Так, снижение цен на российскую нефть до 18,5 долл. за баррель приведет к потерям бюджета в размере 5 млрд. долл. Если же правительство действительно пойдет на отказ от профицита, начиная с 2006 года, когда пройдут пиковые выплаты по внешним долгам, такое развитие событий на том же нефтяном рынке может привести к необратимым последствиям. Кроме того, 2003 годом выплаты по госдолгу не заканчиваются - и после 2006-го России придется переводить за рубеж миллиарды долларов.
Именно по этой причине Вьюгин считает слишком поспешным отказ от политики бюджетного профицита. Было бы намного разумнее в ближайшие годы дополнительные доходы от благоприятной конъюнктуры на сырьевых рынках направлять в финансовый резерв, из которого, в свою очередь, брать средства исключительно для обслуживания внешнего долга страны. То, что сейчас делает Белый дом, тратя деньги из резерва на текущие нужды, - недальновидно. Уже в этом году Министерство финансов может столкнуться с ситуацией, когда придется искать дополнительные источники для прохождения пика выплат внешнего долга. Вьюгин уверен, что России просто необходимо жить с профицитным бюджетом еще достаточно долго и уж точно - после 2005 года. Связано это с тем, что правительству в любом случае понадобится защита от нестабильности на мировом рынке.
В то же время зампред Банка России отмечает, что в стране есть деньги для возврата долгов. Но это утверждение никак не увязывается с высказанной им же необходимостью формирования финансового резерва для обеспечения этих выплат. Получается, что в ЦБ прекрасно понимают всю опасность ситуации следующего года, которая в случае необдуманных шагов в экономике может привести к очередному внутреннему кризису. Тем более что лишних денег, которые можно было бы безболезненно вернуть Западу, в самой стране нет, и найти их по всей огромной России скорее всего не удастся.