Судя по тому, как проходит визит российской делегации во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым в Китай, можно смело говорить о крепнущей дружбе двух соседских народов. Причем крепнет она с такой скоростью, что вчерашние переговоры межправительственной комиссии затянулись почти на час, хотя практически никаких концептуальных вопросов в отношениях двух стран не решалось. Регулярность и продолжительность встреч премьеров России и Китая (а это уже седьмая по счету) сравнимы разве только с официальными переговорами президентов Путина и Лукашенко по вопросу о воссоединении возглавляемых ими государств. Некоторые из порядком измотанных российских делегатов в ожидании вчерашнего расширенного заседания сторон даже в шутку заговорили об объединении России с Китаем взамен неуступчивого Минска. Во всяком случае, стороны уже договорились о том, что теперь китайский юань будет иметь хождение на территории нашей страны. Правда, пока это касается только лишь Амурской области.
Вчера Центральный банк Российской Федерации и Народный банк Китая подписали соглашение, которое регламентирует использование местной валюты в банковских расчетах в торговле приграничных территорий. Такая мера, по словам источника из российской делегации, вводится из-за острой нехватки денежных средств в этих регионах. Скорее всего в соседствующих с Китаем областях юань можно будет спокойно приобретать и продавать, а там, глядишь, недалеко и до свободного обращения. В общем, юань надвигается на Россию.
Стоит отметить, что по итогам встречи было подписано всего лишь два документа, оба межбанковские. Второй документ касается выделения Промышленным торговым банком Китая кредитной линии нашему Внешторгбанку. Как сообщил председатель правления ВТБ Андрей Костин, общая сумма кредита составит 200 млн. долл. сроком на 10 лет. Минимальный размер кредитов составляет 50 тыс. долл. Уже сейчас банки работают над конкретными проектами, на которые пойдут эти деньги. Известно, что средства будут выделяться на закупку китайских высокотехнологичных товаров, в частности оборудования для золотодобывающей и лесной промышленности.
Если рассматривать торговые отношения между двумя странами в целом, то здесь похвастаться нечем. Глава торгового представительства России Сергей Цыплаков отметил, что оборот между двумя странами постепенно растет и в этом году ожидается на уровне 12 млрд. долл. Но сейчас отношения стали развиваться в совершенно другом формате. Прорыв в торговле закончился, и теперь практически по каждому вопросу приходится вести долгие переговоры. При этом до сих пор между странами существуют серьезные разногласия. В первую очередь это касается тарифной политики: Китай добивается от России снижения пошлин на ряд товаров: изделий из кожи, одежды и так далее. Также до сих пор не решена проблема антидемпинговых мер в отношении российской стали. По словам Цыплакова, экспорт металла из России за последние месяцы только вырос. Китай ввел общие квоты на сталь, внутри которых существуют и национальные. Россия еще не выбрала свои лимиты, но к концу года это все равно произойдет. Поэтому уже осенью вновь начнутся переговоры по стальной проблеме. Россия будет настаивать на увеличении своей квоты.
По поводу военно-технического сотрудничества с Китаем представители российской делегации говорили неохотно. Удалось лишь выяснить, что существует контракт на поставку средств противовоздушной обороны. Ничего не известно и о перспективах продажи Китаю российских самолетов. Михаил Касьянов заявил, что в ближайшее время задержавшиеся поставки все-таки начнутся. Однако источник в правительственной делегации сказал, что если "Аэрофлот" намерен покупать "Боинги", то зачем Китаю наши самолеты.
Шанхай