Четыре года прошло после августовского кризиса 1998 года. К счастью, повторения пройденного России пережить не пришлось, однако в умах людей последний месяц лета так и остался "черным". Более того, граждан до сих пор не покидают мысли о возможности очередного коллапса, причем чем ближе конец августа, тем больше начинают говорить об этом.
В этом году снова обошлось. В принципе никто всерьез и не рассматривал варианты с повторением 1998 года - текущая ситуация в экономике во многом отличается от той, в которой оказалась страна четыре года назад. Несмотря на все благополучные факторы, каждый август в России случаются какие-либо трагические происшествия, что многим гражданам внушает суеверный страх. Во всяком случае, об этом говорят социологи. Данные опроса, проведенного фондом "Общественное мнение", говорят о том, что 54% респондентов не считают август катастрофическим месяцем и в этом году никаких громких событий не ожидают. В то же время 36% опрошенных все-таки уверены, что именно в последний месяц лета вероятность катастроф и стихийных бедствий резко возрастает, а 26% граждан ожидают очередных катаклизмов.
Что касается экономического кризиса, то чуть меньше половины россиян (46%) не исключают возможности повторения августа 1998 года, а треть придерживается противоположенной точки зрения. Однако все больше сограждан приобретают уверенность в том, что если страна еще и не преодолела последствия 17 августа, то постепенно выходит на докризисный уровень.
Правда, пока нельзя с уверенностью сказать, что все не вернется на круги своя. Пока что ситуация внушает оптимизм, но и четыре года назад руководство страны также было преисполнено радужных настроений, на волне которых его и застиг экономический кризис. Все бы хорошо, но не покидает мысль, что сейчас России просто чертовски везет. Постепенно растут золотовалютные резервы, бюджет планируется с небольшим профицитом... Вот только чья же это заслуга? Проводимые экономические и структурные реформы не дают желаемого результата, о чем говорит хотя бы снижение налоговых поступлений в государственную казну. И сейчас Россия продолжает выезжать на нефтедолларах, несмотря на предпринимаемые правительством попытки избавиться от этой зависимости. Пока конъюнктура благоприятна: на фоне ожидаемой военной операции США против Ирака стоимость барреля нефти зашкалила за 28 долл. Однако гарантий же того, что цены на нефть будут в ближайшие годы оставаться на высоком уровне, нет. Причем кардинальное изменение ситуации на рынке углеводородного сырья может произойти уже этой осенью - все будет зависеть от итогов саммита Организации стран - экспортеров нефти. Если картель решит увеличить производство сырья, то цены пойдут вниз.
В любом случае момент истины для России настанет только в следующем году, когда правительство справится (или не справится) с графиком выплат по внешним долгам. Оба варианта равновероятны, тем более что у Министерства финансов, похоже, стали все сильнее проявляться проблемы со средствами для возврата задолженности. Отчасти так следует расценивать заявление главы Минфина Алексея Кудрина о том, что Россия будет продавать драгоценные камни и драгметаллы из государственных запасов в целях погашения внешнего долга. Пока о конкретных объемах и суммах продаж речи не идет, но, видимо, в списке источников средств Минфина запасы Гохрана стоят на одном из первых мест. По словам Кудрина, подобные шаги не обрушат рынки, а такие меры оправданны как с финансовой, так и с экономической точек зрения.
Еще одним тревожным сигналом, говорящим о явной нехватке денег у Минфина, является постепенный рост задолженности по заработной плате. В прошлом месяце экономический блок правительства уже получил изрядную долю критики от президента по этому поводу. Главу государства тогда заверили, что это временная проблема и с ней разберутся. Но после роста задолженности в июне такая же тенденция сохранилась и в следующем месяце: в июле долги подросли на 2,1%. На этом фоне вполне логично смотрятся данные о том, что 68% россиян вообще не имеют никаких сбережений на черный день, а счастливыми обладателями таковых является лишь 26% граждан. В то же время у населения самым безопасным способом хранения сбережений считается наличный. Далее следуют счета в Сбербанке, и совсем мало людей хранят деньги в коммерческих структурах.