Общемировая финансовая ситуация, близкая к кризисной, сильно подорвала торговые отношения многих стран мира с другими государствами. В их число попала и Россия. По данным Государственного таможенного комитета, за первое полугодие 2002 года внешнеторговый оборот страны составил 67,2 млрд. долл., что почти на 4% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Причем экспорт за первые шесть месяцев снизился на 7%, в то время как импорт, наоборот, вырос на 5%.
До сих пор в структуре российского экспорта большую часть (56,1%) занимают топливно-энергетические товары. Благодаря благоприятной ценовой ситуации на мировых сырьевых рынках в физическом объеме возросли объемы поставок нефти (6,8%), природного газа (3,2%), мазута (16,3) и т.д. В то же время спад в сфере авиаперевозок значительно ударил по экспорту реактивного топлива (снижение составило 32,8%). Второе место удерживают за собой металлы и изделия из них, чья доля в экспорте составляет 15,6%.
Особо следует отметить 19-процентный рост импорта из стран дальнего зарубежья. В основном в страну завозятся машины и оборудование (37,3% общего объема импорта), а также машиностроительная продукция. Кроме того, резко возросли закупки продовольственных товаров.
Явные проблемы в российской внешней торговле происходят на фоне все сильнее усугубляющейся ситуации в мировой экономике. И если в США не прекратится серия корпоративных скандалов и банкротств, а рынки не станут "выздоравливать", то никаких радужных перспектив для отечественных экспортеров ожидать не следует. Пока же в Соединенных Штатах все не затихают скандалы, связанные с банкротством ряда крупнейших корпораций страны, и конца, похоже, им не видно. Еще не успели инвесторы опомниться от краха одного из гигантов телекоммуникационного рынка США WorldCom, как из этой же компании последовала очередная информация о финансовых махинациях. Руководство корпорации заявило о том, что в их отчетах была допущена бухгалтерская ошибка на сумму 3,3 млрд. долл. А это значит, что WorldCom сокрыл убытков как минимум на 7 млрд. долл. Такое развитие событий может привести к пересмотру финансовых результатов компании за 2000 год, однако не исключено, что инвесторы могут потребовать поднять бухгалтерию корпорации и за предыдущие годы, и кто знает, какие еще прошлые убытки телекоммуникационного гиганта могут всплыть на поверхность.
Но на этом печальные для бизнес-сообщества новости не заканчиваются. После терактов 11 сентября прошлого года авиакомпании всего мира стали вести откровенную борьбу за выживание, поскольку в мире начался катастрофический спад пассажирских авиаперевозок. Одиннадцать месяцев американские компании пытались хоть как-то переждать волну негативных факторов, захлестнувших мир после терактов. Но все-таки эхо прошлогодних событий докатилось и до них. И вчера шестая по величине американская авиакомпания US Airways обратилась к властям Америки с заявлением о своем банкротстве и просьбой защитить ее от притязаний кредиторов. Назвать эту новость неожиданной нельзя. Этого краха ожидали многие. Кроме того, руководство компании ранее уже говорило о возможности банкротства после потери 2,1 млрд. долл. еще в 2001 году. Однако на сегодняшний день долги авиаперевозчика составляют все 8 млрд. долл. Никакие ухищрения в виде снижения зарплат сотрудникам не помогли компании справиться с финансовыми проблемами.
Для объявления себя банкротом US Airways выбрала самое неподходящее время. Вчера должна была состояться встреча крупнейших представителей американского бизнеса, главным вопросом которой являлись перспективы выхода экономики Штатов из затянувшегося кризиса. Правда, теперь можно вообще поставить под сомнение наличие каких-нибудь перспектив. "Ударная волна" терактов 11 сентября докатилась до авиакомпаний только лишь через год после их совершения, хотя кризиса и повального краха авиаперевозчиков ожидали намного раньше. В любом случае сейчас для американских компаний наступают нелегкие времена.